Вальгусная деформация стоп у детей — причины развития и лечение. Детская ортопедия: проблемы с ногами Когда идти к врачу

Формирование опорно-двигательного аппарата продолжается с момента рождения и до 15 лет, поэтому так важно родителям обращать внимание на малейшие отклонения в развитии ребенка и своевременно обращаться к ортопеду.

Главными ортопедическими проблемами у малышей являются:

  • кривошея;
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • плоскостопие;
  • косолапость;
  • искривление позвоночника.

Кривошея

Если кривошея у младенца обусловлена нарушениями во внутриутробном развитии, она может быть обнаружена уже на 1-м месяце жизни. Приобретенная (костная) форма заболевания развивается уже в школьном возрасте.

Врожденную кривошею (мышечную) диагностируют обычно в роддоме. Если этого не произошло, то выявляют патологию в 2-3 месяца у мальчиков и в 4-6 месяцев у девочек (развитие костно-мышечной системы у девочек более медленное).

Мышечная кривошея связана с нарушением развития или патологическим спазмом мышц с одной стороны. Клинически проявляется она уже в месячном возрасте постоянным поворотом головки малыша в одну сторону. В 2-3 мес. голова повернута и запрокинута несколько назад; при этом развернуты в стороны лопатки.

К 5-6 месяцам отмечается уже асимметрия шеи, лица и надплечий, искривление позвоночника в шейно-грудном отделе, выраженный поворот головы. Позже развивается . Не заметить эти проявления сложно.

С первых недель или месяцев жизни может развиться и установочная (или привычная) кривошея, связанная с постоянным положением ребенка в кроватке. Иногда малыша носят на одном и том же боку на руках. Такую кривошею можно устранить за несколько недель, укладывая ребенка поочередно в разные стороны кроватки.

Чем раньше выявлена патология, тем более эффективным будет лечение. Назначаются массаж, лечебная гимнастика, физиопроцедуры (электрофорез с лидазой, аппликации парафина).

При отсутствии эффекта от консервативной терапии (чаще это бывает при диагностике кривошеи к 6 месяцам) проводится достаточно сложное оперативное лечение (после 1,5-2 лет). Если лечение не будет проведено в этом возрасте, то после 6 лет даже операция не всегда результативна.

Об этом заболевании смотрите видеоролик:

Дисплазия тазобедренных суставов

Может не иметь четких проявлений на первых месяцах жизни и не диагностироваться даже опытными ортопедами при первом осмотре.

Из-за слабости связочного аппарата головка бедренной кости выходит из ее нормального положения в суставе.

При этом может возникать:

  • предвывих: головка бедра свободно перемещается внутри сустава;
  • подвывих: головка бедренной кости может вывихиваться из вертлужной впадины в суставе и возвращаться в нее;
  • истинный вывих: головка бедра находится вне сустава.

Частота развития патологии: предвывих и подвывих встречается у 1 из 100 новорожденных, а истинный вывих – у 1 из 800-1000 младенцев. Причем 60% деток с дисплазией – первенцы, а у 30-50% было ягодичное предлежание (наиболее высокий риск истинного вывиха). Способствуют нестабильности сустава также материнские гормоны перед родами.

До 4-месячного возраста диагностируют дисплазию с помощью УЗИ, так как на рентгенограмме до этого возраста хрящевую ткань головки бедренной кости не видно.

С полугодовалого возраста можно заметить асимметрию кожных складок и разную длину ножек малыша.

Неодинаковая длина конечностей приводит впоследствии к «утиной» походке (вперевалку), хромоте, ходьбе на пальчиках, искривлению позвоночника.

Лечение должен назначить ортопед. Широкое пеленание грудничка, при помощи которого родители пытаются сами справиться с проблемой, не только неэффективно, но даже может привести к чрезмерному растяжению суставной сумки, т.е. к неправильному развитию сустава.

Оптимальным является применение в течение 1-2 мес. стремян Павлика или шины Фрейка. Они помогают обеспечить правильное положение головки бедра в вертлужной впадине, нормальное развитие головки бедра и связочного аппарата.

Эффективность стремян достигает 95%. Контроль сроков лечения осуществляется с помощью УЗИ.

Если родители упускают время лечения до 6-месячного возраста, то проводится закрытое вправление бедра под наркозом. До 1,5-годовалого возраста закрытое вправление является основным методом лечения.

В более старшем возрасте проводится оперативное лечение.

Плоскостопие

У всех деток при рождении отмечается . Занимаясь с ребенком массажем и гимнастикой, родители укрепляют мышечно-связочный аппарат его стоп. К году, когда ребенок начинает ходить, нужно правильно подобрать обувь для формирования нормального свода стопы, образованного межкостными связками.

Обувь должна иметь небольшой каблучок, приподнимающий пятку и способствующий укреплению и развитию связок. Важна и хорошая фиксация обуви на ноге. Обувь с открытой пяткой («шлепанцы», босоножки) до 3 лет не рекомендуется.

Деформация стопы в виде плоскостопия – наиболее распространенная патология опорно-связочного аппарата. Именно свод стопы обеспечивает амортизацию тела при движении. Различают 2 продольных и 1 поперечный свод. Деформация этих сводов приводит к поперечному или продольному плоскостопию.

Различают и врожденную форму (редко встречающуюся) продольного плоскостопия, как порок внутриутробного развития. Диагностируется она в роддоме: передний отдел стопы «вывернут» наружу, подошва имеет заметную выпуклость. Чаще поражается одна стопа. Лечение заключается в поэтапном исправлении дефекта при помощи гипсовых повязок. При отсутствии эффекта проводят оперативное лечение.

У деток до 2 лет плоский продольный свод. Роль амортизатора выполняет жировая «подушечка» на подошве. Процесс формирования стопы продолжается до 5-6 лет. В этом возрасте и определяют наличие или отсутствие приобретенного плоскостопия.

Виды приобретенного плоскостопия:

  • паралитическое (последствие поражения нервной системы, например, при );
  • рахитическое (избыточная эластичность связок при слабости мышц стопы при или истощении ребенка);
  • статическое (наиболее частое, развивается из-за перегрузок при избыточном весе);
  • травматическое (после перелома костей стопы с повреждением связок и длительном применении гипсовой повязки).

В 3 года врач может провести предварительную оценку стопы и выявить склонность к развитию плоскостопия или его начальные проявления.

Ранние признаки развивающегося плоскостопия могут заметить родители у малыша с 2-3 лет:

  • быстрая утомляемость при непродолжительной ходьбе (ребенок просится в коляску или на руки);
  • новая обувь после 1-2-месячной носки стаптывается по внутреннему краю каблука или подошвы, голенище деформируется внутрь).

Чем раньше выявлено плоскостопие, тем благоприятнее происходит его коррекция. Из консервативных методов назначаются лечебный массаж и специальные упражнения (катание стопами специального валика и др.), физиотерапия, ванночки с морской солью. Важную роль играет и правильно подобранная обувь.

Косолапость

Называют врожденную деформацию стопы младенца. При этом стопа имеет подошвенное сгибание, приведена и обращена внутрь. В процессе развития ребенка деформация усиливается, возрастает нагрузка на наружный край стопы, где формируются мозоли.

Косолапость занимает первое место среди врожденных патологий опорно-двигательного аппарата и встречается у 1-4 новорожденных из 1000, в 10% случаев она сочетается с другими пороками развития. Чаще отмечается 2-сторонняя аномалия, у девочек в 2-3 р. реже, чем у мальчиков. В тяжелых случаях в последующем развивается деформация костей голени, голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, атрофия мышц.

Возможные причины развития врожденной косолапости:

  • неправильное положение плода;
  • маловодие;
  • воздействие химических вредностей на материнский организм;

Врожденная косолапость определяется сразу после рождения, диагноз подтверждается при УЗИ (исследуют хрящевую ткань стопы).

Чем раньше проведено лечение, тем оно успешнее.

Основные методы лечения косолапости:

  1. гипсовая фиксация стопы применяется с 5-7 дня жизни, повязка меняется каждые 2 недели; эффективность его 58%;
  2. гипсование с 2-недель жизни методом Понсети: специальная техника гипсования со сменой повязок каждые 5-7 дней способствует растяжению связок; лечение длится до 2 месяцев, после чего ребенку назначается ношение специальной фиксирующей обуви; эффективность метода около 90%;
  3. сверхэластичные конструкции; из особого материала с памятью формы изготавливаются лонгеты, позволяющие проводить постоянную коррекцию;
  4. бинтование в сочетании с занятиями специальной гимнастикой применяется при легкой степени дефекта;
  5. оперативное лечение по различным методикам (при неэффективности консервативного лечения, при поздней диагностике);
  6. массаж голени и стопы (тонизирующий и расслабляющий), как компонент комплексного лечения;
  7. кинезотерапия (активная лечебная гимнастика) или мануальная терапия, направленные на увеличение активности мышц, растяжение тканей;
  8. физиолечение для повышения растяжимости и сокращаемости мышц, улучшения кровообращения; применяется после 2 лет;
  9. медикаментозная терапия: назначение препаратов, улучшающих проходимость нервных импульсов (витамины группы В, прозерин).

Искривления позвоночника

Причин возникновения достаточно много: наследственная предрасположенность, родовые травмы, разная длина ног и др.

При разной длине ног (распространенная патология) уже на раннем этапе необходимо использование ортопедических стелек, подобранных врачом, для выравнивания таза, предупреждения развития сколиоза и формирования правильных изгибов позвоночника.

Уже в 2-3 года ортопед при осмотре оценивает правильность осанки, состояние стоп. Продольное плоскостопие приведет к возникновению в будущем статического сколиоза (искривление позвоночника в сторону), а поперечное плоскостопие – к статическому (искривлении позвоночника в передне-заднем направлении). Сочетание обоих видов плоскостопия станет причиной кифосколиоза.

Кроме того, у грудничков может быть выявлен младенческий (идиопатический) сколиоз. Он встречается реже, чем у старших детей. Выявляется педиатрами при осмотре младенца в положении лежа на животе: позвоночник имеет дугу, и ямка на затылке не на одной линии с межъягодичной щелью.

Но чаще эта патология обнаруживается в 5-6 мес., когда дети уверенно сидят. Становится заметно, что в положении сидя у малыша не прямая спина, а головка несколько отклонена в сторону. В этих случаях ортопед назначает рентгенограмму позвоночника для исключения других причин сколиоза.

Младенческий сколиоз поддается коррекции в течение 2-3 месяцев с помощью подобранной врачом лечебной гимнастики. Ее может ежедневно проводить методист по ЛФК или мама, им обученная. В тяжелых случаях ЛФК дополняет применение гипсовой «кроватки», в которую помещают ребенка на ночь и на несколько часов днем.

Исход нелеченного идиопатического сколиоза разный: в некоторых случаях он проходит спонтанно, в других же – прогноз очень плохой. Чем раньше выявлен и пролечен младенческий сколиоз, тем благоприятнее прогноз. До 2 лет деформация может иметь обратное развитие, но самоизлечение наступает редко. При начальном развитии идиопатического сколиоза у детей после 2 лет прогноз неблагоприятный.

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

Первые шаги ребенка родители воспринимают как очень радостное семейное событие. Но оно может быть омрачено выявлением такой ортопедической патологии, как вальгусная деформация стоп . Это нарушение, обычно, становится очевидным как раз к моменту начала хождения и спустя некоторое время. О причинах проблемы и о том, что делать в этой ситуации, рассказывает известный детский врач и автор книг о детском здоровье Евгений Комаровский.


О заболевании

Вальгусной в медицине называется такая деформация стоп, при которой они находятся в крестообразном положении по отношению друг к другу, напоминают латинскую Х. Чаще всего, заметной патология становится, когда ребенок пытается наступать на ножки и делать первые шаги - патология выражается в том, что при ходьбе опирается кроха на внутреннюю часть стопы.

Шаги такому малышу даются чрезвычайно трудно - он быстро устает, иногда испытывает боль, сами шаги шаткие и неуверенные. Ортопеды описывают это состояние с точки зрения процессов, происходящих в стопах - пальчики и пяточки развернуты наружу, средняя часть стопы несколько опущена. Если ножки выпрямить и прижать друг к другу в коленной области, расстояние между косточками лодыжек будет более 3-4 сантиметров. Если при этом будет существенно снижена высота свода стопы, то ортопеды будут говорить уже о том, что у ребенка плосковальгусные стопы. Вальгусное плоскостопие считается самым часто встречающимся диагнозом в детской ортопедии.

Такое искривление стоп, бывает двух видов: врожденное и физиологическое (приобретенное) . В первом случае - ножки искривляются еще в период внутриутробного развития плода под воздействием неких факторов, о которых медицина знает еще не так много. Врожденные патологии стопы обычно бывают довольно тяжелыми, и разглядеть их возможно в первые 2-3 месяца самостоятельной жизни ребенка.


Приобретенная деформация часто связана с ошибками в развитии и функционировании опорно-двигательной системы, связочного аппарата, сухожилий. Именно такие нарушения становятся очевидными ближе к годовалому возрасту. В группе риска - крохи с ослабленными мышцами, недоношенные дети, страдающие рахитом , перенесшие частые и тяжелые вирусные инфекции в первый год жизни. Ножки рискуют искривиться у деток, страдающих ожирением, так как нагрузка на нижние конечности при лишнем весе весьма значительна.

Иногда родители сами виноваты в возникновении патологии. Так, слишком ранняя постановка малыша на ноги вполне может «запустить» механизм деформации стоп, а недостаточная нагрузка на стопу, хождение исключительно по ровному полу могут стать причиной приобретенного плоскостопия или плосковальгусной стопы.

Плоскостопие пугает родителей ничуть не меньше. Однако Комаровский советует не паниковать, ведь с рождения абсолютно все дети имеют плоские стопы, это особенность младенцев. Свод стопы будет формироваться постепенно, по мере роста, нагрузок на ножки, и тут все в руках родителей, за исключением врожденных плоских стоп, которые можно исправить только хирургическим путем.


Степени патологии

Различают четыре основных степени вальгусного недуга по выраженности дефекта и тяжести протекания:

  • Первая степень. Угол отклонения от нормы не превышает 15 градусов. Патология хорошо поддается коррекции консервативными способами.
  • Вторая степень. Угол отклонения - не более 20 градусов. Такое состояние тоже успешно лечится упражнениями , массажем и физиотерапией.
  • Третья степень. Угол отклонения - не более 30 градусов. Патология с трудом поддается коррекции, лечение длительное, но при должном терпении и настойчивости со стороны родителей и докторов, прогноз очень благоприятный.
  • Четвертая степень. Угол отклонения от нормальных значений - более 30 градусов. При неэффективности консервативного лечения назначают хирургическую операцию.

Плоскостопие тоже имеет несколько степеней, которые аналогичным образом классифицируются по градусу отклонения свода стопы от нормы. Как и в случае с вальгусной деформацией, первая и вторая степени обычного плоскостопия лечатся довольно просто и достаточно быстро. С третьей и четвертой будет сложнее.


Диагностика

Диагноз ставит ребенку врач-ортопед. Делается это на основании визуального осмотра и назначенных дополнительных исследований, к которым относится рентгенография стоп, компьютерная плантография, подометрия. Если такие исследования не назначены, а врач ставит вам соответствующий диагноз, следует обратиться к другому врачу. Довольно часто маленьким пациентам с подтвержденной вальгусной патологией рекомендуется посетить врача-невролога, чтобы исключить проблемы с периферической и центральной нервными системами.



Как только будут выявлены причины , которые лежат в основе видоизменения стоп, доктор установит тип поражения по этиологии:

  • Статическая деформация. Такая проблема обнаруживается, если к искривлению причастна неправильная осанка.
  • Структурная деформация. Искривление стоп, имеющее врожденные причины. Как правило, таранная кость при такой деформации расположена неправильно с отклонением в ту или иную сторону.
  • Компенсаторная деформация. Если у ребенка укороченное ахиллесово сухожилие, скошенные голени, стопа при ходьбе будет деформироваться функционально.
  • Коррекционная деформация. Такое искривление наступает в том случае, если ребенку совершенно неправильно лечили или вообще не лечили обычное косолапие.
  • Спастическая нервная деформация. Причина такого искривления - в неправильном функционировании коры головного мозга, в результате которого часто возникают спазмы конечностей.
  • Паралитическая деформация. Обычно является следствием перенесенного в раннем возрасте энцефалита или осложненного полиомиелита.
  • Рахитичная деформация. Возникает при рахите.
  • Последствия травмы. К патологии могут привести разрывы связок, переломы костей стопы, голеностопа, травмы бедра и тазобедренного сустава.

При диагностике плоскостопия используются те же приемы и способы исследования.


Лечение

Окончательно стопа ребенка формируется только к 12 годам, поэтому многие проблемы, найденные специалистами и самими родителями в более нежном возрасте можно и нужно исправить именно до этого момента, говорит доктор Комаровский.

Обычно лечение как плоскостопия, так и вальгусного искривления, направлено на то, чтобы укрепить связочный аппарат, мышцы стопы, сформировать свод. Для этого назначают ножные ванны, лечебный массаж, магнитотерапию, электрофорез, плавание, лечебную физкультуру. При врожденной патологии иммобилизируют нижние конечности при помощи гипса. При отсутствии желаемого эффекта от всех этих мер, ребенку может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.





Если дефект не лечить и не корректировать, в случае с тяжелой деформацией ребенку грозит последующая инвалидность , так как усиленная нагрузка на коленные и тазобедренные суставы вызывает деформацию и разрушение их, что приводит к необратимым изменениям функций опорно-двигательного аппарата.

Прогнозы

Чем раньше будет выявлена патология, тем легче будет ее исправить. Медицинская статистика показывает, что вальгусное искривление стоп и голеней, выявленная в годовалом возрасте и чуть старше при соответствующей терапии имеет весьма благоприятные прогнозы - вероятность устранить проблему полностью и навсегда приближается к ста процентам.

Если заболевание выявлено поздно или ребенку по ряду причин не было оказано необходимой медицинской помощи и болезнь является запущенной, в подростковом возрасте очень высока вероятность развития проблем с позвоночником. Чем больше времени с момента начала искривления прошло до начала лечения, тем меньше шансов на полное успешное выздоровление.


Обувь

Довольно часто родители склонны винить себя в проблемах со стопой у ребенка. Мамы испытывают чувство вины за то, что они, возможно, выбирали чаду неправильную обувь, которая и стала причиной нарушение анатомии стопы. Евгений Комаровский успокаивает родителей - деформация ножек ни в коей степени не зависит от обуви. Поскольку человек изначально появился на тот свет без обуви, она не является столь уж необходимой ему с биологической и физиологической точки зрения.

Однако с помощью специальной, ортопедической обуви можно исправить некоторые патологические изменения в стопе. Хотя уповать целиком и полностью на целебные свойства дорогих ортопедических ботиночек Комаровский не советует. Они могут оказать вспомогательное влияние, но лечить нужно иными способами, а профилактировать через активный образ жизни, хождение босиком по неровным поверхностям, бегом и прыжками. Чем активнее ребенок - тем меньше вероятность приобретенного искривления стоп или плоскостопия.



Большинство родителей интересуются, когда можно начинать одевать обувь ребенку. Комаровский говорит, что делать этого сразу после первых шагов нет никакого смысла. Пусть малыш как можно дольше ходит босиком - по дому, на улице, если позволяет возможность. Естественно, в детский сад или на прогулку в парк нужно обуть чадо.

При выраженной вальгусной симптоматике часто рекомендуют покупать стельки с супинаторами, которые не дают стопе «заваливаться» внутрь. У таких ботиночек обычно жесткие боковинки, которые фиксируют стопу в правильном положении, твердый фиксатор пятки. Чаще всего приходится изготавливать такую обувь на заказ, с учетом градуса отклонения от нормы, который измеряет и описывает ортопед.



Не стоит покупать ортопедическую обувь малышу просто так, для профилактики, только потому, что маме показалось, что ножки крохи расположены не так.

В выборе обычной повседневной обуви Комаровский советует придерживаться основных правил:

  • Ботиночки должны быть по размеру, не малы и не велики, ребенку должно быть удобно и комфортно.
  • Покупать обувь «на вырост» не имеет смысла, поскольку геометрия стопы меняется в ходе роста ножки.
  • Желательно, чтобы обувь не была пошита из синтетических материалов, ножка должна «дышать».
  • Острые носы и каблук в моделях детской обуви недопустимы.

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

Такой вердикт врачей огорчителен для большинства родителей: красивая походка ребенка под угрозой. Ах, если бы речь шла только о косметической проблеме... К сожалению, уплощение свода стопы - серьезная и коварная патология, способная повлиять практически на весь опорно-двигательный аппарат. Чем опасно это заболевание? Как его распознать? И поддается ли оно лечению?

К сожалению, плоскостопие - это одно из самых распространенных отклонений от нормы в развитии опорно-двигательного аппарата. Вот неутешительная статистика: из 1,5 миллионов детского населения города Москвы оно выявлено у 9 тысяч ребят. А примерно 2 тысячи юных пациентов жалуются на боль в ногах. Прежде всего давайте разберемся, что же подразумевают под этой патологией?

Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода. Чтобы лучше понять природу заболевания, разберем некоторые анатомические особенности стопы. В процессе эволюции она приобрела форму, позволяющую равномерно распределять вес тела. Кости стопы соединены между собой прочными межкостными связками (это волокнистые образования из соединительной ткани, представленные в виде пучка, соединяющего кости) и образуют ее свод, который обеспечивает амортизацию движений при ходьбе и беге. Выпуклые своды ориентированы в продольном и поперечном направлениях. Поэтому стопа взрослого человека в норме опирается на три точки - пяточный бугор, головку 1 -й плюсневой кости и 5-ю плюсневую кость. Выделяют два продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя и наружная арки формируют продольный свод стопы, а передняя - поперечный. В зависимости от их деформации различают продольное и поперечное плоскостопие.

При продольном уплощаются наружная и внутренняя арки стопы, увеличивается ее длина и почти вся площадь подошвы контактирует с полом.

При поперечном - уплощается поперечная арка, передний отдел стопы веерообразно расходится и опирается на головки пяти плюсневых костей.

У всех детей до двух лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая, эластичная. В ней содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность, да и мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя "жировая подушечка", которая располагается на подошве, под кожей.

В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться "на ногах". Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-, 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.

Когда идти к врачу

Пожалуй, все родители понимают, что профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:

  • на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия;
  • в 3- и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит;
  • в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;
  • в 3 года. Ортопед проверяет , походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.

Если диагноз подтвердился

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития. Выявляют ее уже в роддоме. В большинстве случаев поражена одна стопа, но иногда поражаются и обе. Эта патология выражена у малышей весьма заметно: выпуклая подошва и "вывернутый" наружу передний отдел стопы. Лечение проводится с первых дней жизни ребенка: деформацию поэтапно исправляют с помощью гипсовых повязок. Если это не помогает, прибегают к хирургическому вмешательству.

Что же касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно может быть:

  1. Травматическим.

Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке способствуют уплощению сводов стопы.

  1. Паралитическим.

Возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной систем (чаще - последствия полиомиелита 1).

  1. Статическим.

Это - наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за перегрузок при значительном увеличении массы тела, как правило, при ожирении, эндокринных нарушениях.

  1. Рахитическим.

Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и микроэлементов - при 1 или общем истощении, а также - при врожденной патологии соединительной ткани.

Итак, стопа оказалась деформированной. Что же происходит в организме? Связки посылают "сигналы" нервной системе о неблагополучии на данном "участке". В ответ мышцы получают "указание" вступить в "борьбу" с деформирующими силами - то есть напрячься как следует. Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит растяжение (в особенности если имеется врожденная патология соединительной ткани), так как без поддержки мышц они долго работать не могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки окончательно "выбывают" из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко-в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной). При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима консультация врача-ортопеда.

Иногда деформация стопы может существовать долгие годы (вплоть до зрелого возраста) никак не проявляя себя. Но рано или поздно ухудшение произойдет, поскольку компенсаторные возможности организма не безграничны.

У ребенка 3 лет (но не ранее) можно провести начальную диагностику патологии, используя самый распространенный метод - плантографию (отпечаток стопы). Это несложно сделать и в домашних условиях. На пол кладут чистый лист бумаги, а малыш становится на него обеими ногами. Лучше, чтобы подошвы были влажными, тогда на бумаге останется их четкий отпечаток. Туловище при этом нужно держать прямо, ноги вместе. Контур стоп в таком положении обводится карандашом. Затем перпендикулярно линии контура проводится прямая, пересекающая всю узкую часть стопы. Самая легкая степень деформации - первая. Ну а самая тяжелая и серьезная - третья.

Рентгеновский снимок детям в этом возрасте не делается. Во-первых, кости стопы еще до конца не "созрели", хрящевая ткань на рентгеновском снимке не видна и оценить истинную высоту продольного свода затруднительно. А во-вторых, этот метод диагностики для ребенка достаточно вреден, поэтому выполняется только при серьезных показаниях и чаще после 9 лет.

Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

Лечение плоскостопия

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного лечебного массажа и гимнастики. Что касается ванночек - требования к ним простые: температура воды +40-50 "С, длительность процедуры - 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества.

Очень полезное воздействие окажет самомассаж - благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному s коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений (см. гимнастику при ) лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.

Лечебный массаж обязательно должен проводить дипломированный специалист - инструктор по лечебной физкультуре и массажу.

В лечении плоскостопии нередко применяется и физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур. Желательно проводить 2-3 курса в год.

Выбираем башмаки

"Виновницей" приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7-8 месяцев. Критерии "правильной" детской обувки обозначаются довольно четко. Первые башмаки должны:

  • Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или "липучек", но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
  • Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
  • В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
  • Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
  • Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли "дышать".
  • Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1-1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
  • В обуви для детей до двух лет не должно быть супинатора. Ведь функцию амортизатора выполняет та самая "жировая подушечка", в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально. Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
  • При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить, - около 1,5 см.
  • После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка, - обувь необходимо сменить.
  • Лучше иметь запас сменной обуви для малыша. Это даст возможность маленьким ножкам отдохнуть от привычного положения, а если ноги у ребенка потеют, - как следует просушить сырые ботинки без ущерба для следующей прогулки.

"Волшебные" стельки

Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится ортопедическим стелькам, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия. Высота выкладки сводов стопы в стельках зависит от степени уплощения. Вкладывать их нужно в уличную и в домашнюю обувь, чтобы облегчить жизнь крохе, когда он максимально долго бывает на ногах. По мере того как ребенок растет, форму и размеры стелек-вкладышей необходимо менять. И здесь не обойтись без повторных консультаций у врача-ортопеда. Приобретать стельки лучше всего в протезно-ортопедических предприятиях, ортопедических центрах или заказывать индивидуально.

Только в этом случае подобные изделия гарантированно соответствуют необходимым стандартам. И еще: не стоит пользоваться ортопедическими стельками "на всякий случай". Если носить их постоянно без объективной необходимости, то своды стопы станут расслабленными, и плоскостопие может развиться даже у здорового с ортопедической точки зрения ребенка.

Если же у малыша - третья степень продольного плоскостопия, особенно в сочетании с вальгусной деформацией голеностопного сустава, стельками дело не ограничится. Ему придется "щеголять" в ортопедической обуви - ботинках со шнуровкой и жесткой внутренней боковой поддержкой стопы.

Гимнастика при плоскостопии Комплекс 1

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп. Повторить 3-5 раз, не отрывая пяток от пола. Поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз). Одновременно разворачивать ступни на внешнее ребро (3-5 раз). Поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз). Поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).

Комплекс 2

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.

Комплекс 3

Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на - полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, (3-5) раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее - захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на " пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

Комплекс 4

Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку, можно - всеми стопами.

Комплекс 5

Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (приподниматься на мысочках) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед на внешних краях стоп. Пройти по черте.

Комплекс 6

Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При возможности шагать по перекладинам или ходить по неровной, бугристой поверхности. Также можно балансировать на мяче. (Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!)

Комплекс 7

Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

Осложнения

Какие бывают осложнения плоскостопия? К сожалению, самые разные. Прежде всего это уплощение поперечного свода стопы с подвывихом 1-го пальца наружу в подростковом возрасте. Если стопа долго находилась в неправильном положении, а особенно если имеет место вальгусная деформация голеностопного сустава, это может привести к деформации в суставах стопы и даже к изменению соотношений суставных поверхностей коленных и тазобедренных суставов. Это сопровождается болью в ногах, особенно в вечерние часы, а снижение функций амортизации приводит к боли в позвоночнике. В дальнейшем это может привести к , то есть дугообразной деформации позвоночника вправо или влево, или к его искривлению с образованием выпуклости кзади - кифозу.