Указать причины измены катерины мужу. Кульминация развития конфликта


В пьесе А. Островского представлена жизнь города Калинова, "сборного города", который опутан существующими на каждый случай правилами и порядками. Большинство героев А. Островского следуют представлениям замкнутого калиновского мира, даже когда пытаются изменить его законам. В образах Бориса, Варвары, Кудряша автору удается показать тонкую грань между верностью и изменой: истинная вера в домостроевские порядки города Калинова давно утрачена, а патриархальный мир держится на лицемерной верности, формальном соблюдении прежних правил.

Писатель ярко описывает формализованные человеческие отношения, в которых никого на самом деле не заботит человечность, нравственность, глубина личности. Например, любовь при расставании с мужем надо проявлять по строгим правилам: не бросаться на шею, а кланяться, а потом выть на крыльце, демонстрируя соседям свое горе. Следовательно, следующие калиновским порядкам герои изменяют искренности, внутренней чистоте, сохраняя лицемерную верность общепринятым законам.

Своеобразной хранительницей патриархального мира в пьесе выступает Кабаниха. Автор вводит в повествование несколько сцен, в которых Кабаниха уличает домашних в несоблюдении старинного уклада, которому она беспрекословно следует. Вера героини безгранична и очень строга, все силы она искренне вкладывает в удержание и отстаивание правил города Калинова; при этом внутреннее наполнение и сущность законов, очевидно, теряются в церемониальном отношении женщины.

В образе главной героини пьесы раскрывается вопрос о верности самому себе и своим представлениям. А. Островскому удается описать главную черту характера девушки в первой её фразе: "Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю" - можно сразу отметить, что героиня обладает цельным характером, искренностью, верностью собственным впечатлениям и способу восприятия мира. Катерина сохраняет и безграничную веру христианским правилам, но, в отличие от Кабанихи, религия является потребностью живой души, осмысляется и глубоко переживается в душе девушки.

А. Островский описывает жизнь Катерины в Калинове как постоянную попытку приспособиться, изменить саму себя в угоду правилам семьи, в которой она оказалась. Молитва для искренне верующей героини становится постылой обязанностью. Катерина пытается полюбить Тихона, построить с ним жизнь, но этому мешает живой внутренний протест против формализма и повседневной жестокости. Таким образом, героиня сохраняет верность собственным чувствам и взглядам даже в условиях общества, которое требует от неё подчинения воли.

В Катерине возникает чувство любви, но не к мужу, а к другому мужчине, которое воспринимается как нечто греховное: внутреннее стремление к свободе чувств сталкивается с верностью нравственным нормам и христианским заветам. Катерина идёт на нарушение одного из главных нравственных правил - верности мужу и семье, изменяет своей внутренней чистоте, безгрешности, искренности.

В пьесе Катерина сталкивается с изменой мужчин, которые её окружают. Мягкое, жалостливое отношение Тихона к жене воспринимается в глазах Катерины как недостаток, измена старинным порядкам и правилам. Тихон не отвечает представлениям Катерины о том, каким должен быть настоящий муж: он не может помочь, не может наказать, а в сцене отъезда он оставляет Катерину одну с её грешной страстью, чем рушит все надежды отчаявшейся девушки найти опору в любви мужа. Другой мужчина, Борис, тоже покидает Катерину в царстве черствых и лицемерных людей. Но реакция Катерины на предательство Бориса изображена писателем иначе, чем в сцене отъезда Тихона: она не злится, не бранит Бориса, а тихо и нежно прощается с ним, предчувствуя свой близкий конец и принимая внутреннее наказание за совершенный грех.

Измена мужу по задумке писателя мыслится как измена самой себе, и понимание греховности, вины за содеянное мучает Катерину. А. Островский вводит важную сцену признания Катерины перед Тихоном и Кабанихой, которое вызвано глубокими душевными терзаниями девушки и ощущением вины. Осознание измены страшно и мучительно для Катерины: она не видит иной возможности прощения и духовного очищения, кроме смерти. В дальнейшем героиня А. Островского берет на себя еще более тяжкий c точки зрения христианства грех - самоубийство. Таким образом, измена мужу, которая мыслится как измена собственным представлениям, нравственным ценностям и духовным идеалам, становится истоком душевной катастрофы Катерины. Писатель ярко иллюстрирует то, как человек, изменивший себе и окружающим, теряет внутреннее равновесие и спокойствие, переживает тяжелые внутренние страдания на пути измены.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Сочинение №1

Человек, который пошел на измену, неизбежно оказывается наказан. В первую очередь, он теряет покой. Совесть – самый жестокий судья изменнику. Предательство может не только убить отношения, но иногда и людей, а также стать ударом для интересов целого государства. Если это так опасно, что же может мотивировать на такой поступок? Должна быть очень серьезная причина. Вопрос этот сложный и многоаспектный, поэтому часто затрагивался в литературе.

Катерине, героине драмы А.Н. Островского «Гроза», после замужества жилось несладко. Ее правдивая, чистая и мечтательная натура стремилась к чему-то высокому, настоящему, правдивому. А в доме мужа ее окружали ханжество и произвол со стороны свекрови. А сам супруг Тихон был попросту жалок. Женщине хотелось вырваться из этого круга, хотя бы в мыслях. Она влюбилась в человека из «другого» мира: образованного, одетого на европейский манер, ласкового и смиренного Бориса. И изменила мужу. Это была страшная ошибка не только из-за того, что измена – страшный грех, что для верующей Катерины ужасно, но и из-за того, что Борис так же жалок, как и Тихон. Катерину на измену толкнула любовь, такая необходимая в этом сером и жестоком мире вокруг нее. За это героиня и поплатилась: она не могла скрывать греха, призналась, а потом совесть и свекровь добили ее, и она утопилась. Значит, причинами предательства могут быть страсть и ненависть к тому, чему надо бы хранить верность.

Гораздо хуже измены в любви измена Родине, пусть и ради столь же прекрасного чувства. Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», был мечтательным, ранимым, жаждал чувств и страстей – совсем не похож на сурового казака, для которого во главе угла интересы Запорожской Сечи. Андрий же ждал любви. И она настигла его на войне, герой был очарован польской панночкой, ради нее перешел на сторону врага, говоря: «Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну». Его толкнула на измену любовь. Вот, почему нельзя ставить женщину выше Родины, именно такой завет давал ему отец Тарас Бульба.

Часто на измену толкают обстоятельства, которые оказываются сильнее нас. Часто в результате измены вырисовываются заманчивые перспективы. Часто именно измена кажется спасением от всего, что надоело и замучило в жизни. Однако предательство – наихудший выход из любой ситуации.

Сочинение №2

Понятие измены довольно широкое. Можно изменить себе, Родине, близкому человеку. Для каждого определенного случая есть свои причины. Конечно, оправдать предательство нельзя, но можно хотя бы понять его причины. Ничего в жизни не происходит просто так. Иногда человеку не хватает любви, поддержки, тогда он предает близкого человека. Разочаровавшись в своем государстве, он идет на измену Родине. Я ни в коем случае не оправдываю такие поступки, просто пытаюсь разобраться, что же толкает человека на измену и как этого избежать в своей жизни.

В литературе были описаны практически все виды измен: любимому человеку, Родине, себе. Если говорить о предательстве в любви, то сразу приходит на ум роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Женщина вышла замуж за старика, никогда не любила его, изменила с другим мужчиной и за это поплатилась собственной жизнью. Такая модель встречается не только в данном конкретном произведении, но и в «Грозе» Островского.

Обеим женщинам, Анне Карениной и Катерине Кабановой, не хватало любви и внимания от их мужей. Они обе встретили молодых людей, влюбились без памяти и совершили грех. Авторы несут очень важную мысль: не построишь крепкий брак без чувств, ведь внезапно нахлынувшее чувство может погубить жизни. Еще можно сказать, что две этих женщины не имели четких жизненных принципов, если подались велениям сердца.

Например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» тоже любила главного героя, но ей пришлось выйти замуж за другого человека. Но женщина не решилась на измену, потому что она не могла предать свои нравственные идеалы. Моя точка зрения в этом весьма сложном вопросе такая: только слабый духом человек может допустить предательство.

Измена Родине — это довольно часто случающаяся ситуация в литературе. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин показан настоящим предателем. Его презирают, потому что он предал не только Родину, но и любимую девушку. Он пресмыкается перед врагом, чтобы не умереть и чтобы не бороться. Я думаю, что страх – это основная причина его поведения. Он боится трудностей, боится умереть за Родину и не имеет чести, в отличие от Петра Гринева.

Измена – это очень сложная ситуация, которая довольно сильно влияет на окружающих. Люди должны быть верными друг другу, лучше сразу признаться в свои намерениях, чем нагло предавать того, кто верит тебе.

Сочинение №3

Что такое измена? И почему люди изменяют друг другу? Это сложные, философские и достаточно жизненные вопросы, над которыми, наверное, задумывался каждый. На мой взгляд, измена- это предательство, вероломство, нарушение верности кому-нибудь. Я знаю, что люди идут на измену по разным причинам. У одних- это новые ощущения, у других- материальная выгода, у третьих- чувство влюбленности и страсти. Но я считаю, что измена- это грех. Человек не должен изменять тем людям, которые его любят, чтят и уважают. Это разрушит все, что так долго строили влюбленные.

Множество писателей обращались к этой теме в своих произведениях. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» заставляет читателя задуматься о взаимоотношениях между влюбленными людьми. Одной из главных героинь произведения является молодая девушка Наташа Ростова.

Она довольно прозорливая, игривая, чувственная, нежная и романтичная натура. Наташа Ростова мила и добра со всеми, всегда готова прийти на помощь каждому. Такую обаятельную девушку сложно не заметить. Именно поэтому в нее влюбляется главный герой произведения Андрей Болконский. Он недолго ухаживает за Наташей, ведь она испытывает к нему ответные чувства. Их любовь прекрасна, чувственна, нежна. Но не все так просто. Молодым людям приходится перенести свадьбу на год, потому что Андрею Болконскому требовалось лечение за границей. Наташа долго ждала своего избранника. Уже близилось время встречи. Но вдруг девушка поняла, что она хочет любить прямо сейчас, сию минуту. И, как назло, в ее жизни появляется Анатоль Курагин, светский лев, покоривший множество женских сердец. Ему приглянулась Наташа Ростова, и он решил ее влюбить в себя. А она, глупая и доверчивая, повелась на сладкие речи, страстные поцелуи и красоту героя. Наташа Ростова влюбилась в Анатоля Курагина и изменила своему избраннику. Девушке хотелось любви, ласки, нежности, объятий, поцелуев, ведь она такая натура, она живет чувствами. Поэтому из-за долгой разлуки с Андреем Болконским, Наташа не смогла устоять перед натиском опытного и лживого Анатоля Курагина. Ее потребность любить оказалась сильнее верности любимому человеку. Наташе Ростовой требовалось кому-то отдать свои нежные чувства, именно поэтому она пошла на измену. Предательство девушки разрушило ее отношения с Андреем Болконским, и в итоге она осталась одна.

Приведу аргумент из другого литературного произведения. Это сентиментальная повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней писатель рассказывает о двух молодых людях: небогатой девушке Лизе и довольно состоятельном молодом человеке Эрасте, который вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал. Они встретились, когда Лиза продавала цветы на рынке, и почти сразу влюбились друг в друга. Молодые люди довольно много времени проводили вместе, часто гуляли, много разговаривали. Лиза была очень счастлива с ним. Но со временем все переменилось. Эраст стал по-иному относиться к Лизе. Однажды он сообщил ей, что его призывают в армию и им придется расстаться на несколько месяцев. Однако обещает любить ее и надеяться на новую встречу. Лиза поверила его словам, надежда поселилась в ее сердце. Но через несколько месяцев в городе Лиза увидела Эраста, ехавшего в роскошной карете. Она тут же бросилась к нему в объятия. Но он молча отвел ее в кабинет и рассказал о том, что все переменилось, и теперь он помолвлен с богатой женщиной. Это поразило бедную Лизу. Ведь Эраст клялся в любви и верности. Она надеялась на его чувства. Но оказалось, что молодой человек предпочел деньги любимой девушке и предал ее. Лиза не выдержала предательство любимого и покончила с собой. Но Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние, поэтому и женился. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и терзал себя мыслями, что это он убил Лизу. Эраст много раз жалел о том, что изменил Лизе, их прекрасной любви, что выбрал деньги, а не искренние чувства. Ведь предательства никогда не приводят ни к чему хорошему.

Подводя итог всему вышесказанному, сделаю вывод: измена- это порыв от безысходности каких-либо ситуаций, ведь причин на это множество. Но главное в этом поступке то, что многие люди даже не задумываются о последствиях этого поступка. Ведь ломать проще, чем строить.

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена" (2018 учебный год).

Сочинение на тему:

Верность и измена в пьесе Гроза Островского

Измена - антоним понятий верность, обет или клятва. Материальные и физические последствия измены очевидны, но её корень всегда в помыслах.

Верность - это непоколебимость чувств, принципов и мыслей, выражающаяся в словах и делах.

Цельность личности, крепкие моральные принципы и порядочность не позволяют человеку предать надежды и обмануть ожидания окружающих. Отсутствие же этих качеств рано или поздно приводит к моральному упадку.

Островский в своей пьесе "Гроза" ярко демонстрирует любовь главной героини Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эти чувства становятся первыми и потому особенно сильными и трепетными. Несмотря на то, что Катерина уже замужем за Тихоном Кабановым, чувство любви было ей ещё незнакомо. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у неё явного отторжения. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: "Нет, смеялась только".

И всё же она полюбила. Действительно, подлинно, по-настоящему. И это сподвигло её на измену. По крайней мере, в её представлениях сама мысль о чувствах к другому мужчине уже отождествлялась с изменой. Катерина чувствует себя виноватой в том, что полюбила Бориса.

Так или иначе, в итоге она сдалась и поддалась своим чувствам. Перед нами предстаёт эмоциональная и слабо совладеющая с собой особа, погрязшая в пучине своих чувств и нерешительности.

Впрочем, Тихон, её супруг, удивляет не меньше: он готов простить супругу, а её любовника ему даже жалко. Умение прощать, да ещё и измену - особая черта характера, если не сказать уникальная.

Любовник Катерины, Борис - классический дамский угодник: любовную связь скрывает, возлюбленную с собой брать не собирается.

Самым обстоятельным и последовательным персонажем оказывается героиня вне любовного треугольника - мать Тихона. За измену невестки Кабаниха решительно вознамерилась от неё избавиться. При этом мать Тихона подмечает, что виной всему излишняя свобода, которую её сын предоставлял жене.

Затравленная окружающими и разочаровавшаяся сама в себе, главная героиня расстаётся с жизнью.

Что же стало причиной трагедии? Измена? Верность? Глупость? Думается, что всё-таки любовь. Именно она, её невидимые чары рождают верность, толкают на измену, заставляют совершать глупости и трагические ошибки.