Самоанализ работы с родителями в детском саду. Самоанализ работы с родителями (старшая группа)

Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС» Тема занятия «В гостях у бабушки Матрёны»

Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия ; закрепить в памяти воспитанников сказки, умение узнавать сказки по иллюстрациям.

Мною были поставлены Задачи.

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы по содержанию иллюстрации.

Обучение воспитанников устанавливать контакт друг с другом, сплочение группы.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.

Развивающие задачи:

Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Развитие чувств ритма, общей и мелкой моторики.

Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Воспитывающие задачи:

* создать детям радостное настроение;

*воспитывать чувство дружбы, симпатии друг к другу.

Определила виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание пальчиковой игры «Осень»

Разучивание хоровода «Осень»

Разучивание подвижной игры «Пузырь»

Чтение русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Предварительная работа с родителями:

Беседа о подготовке открытого занятия

Подбор игр для детей

Подбор сказок

Ожидаемые результаты:

у родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;

у родителей и детей есть желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;

у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывают чувство симпатии друг к другу.

Занятие проводила с детьми младшей группы, присутствовало 11 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя (взрослого).

В занятие внесла мотивацию: приглашение в гости к бабушке Матрёне.

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. А также вовлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс. Придя в гости к бабушке, дети вместе с родителями, выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Непосредственная образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия, использовались: подвижная игра «Пузырь», пальчиковая гимнастика «Осень», хоровод «Осень». Применялся дифференцированный и индивидуальный подход. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предполагает выбор методов и приемов.

Использованные методы: наглядные, словесные, практические; приемы: показ, вопросы, художественное слово, поощрение, похвала, игровой прием - направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков, а также на создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Занятие интегрированное: все части занятия тесно взаимосвязаны между собой, одна часть плавно переходит в другую.

На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы. Тип занятия - комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

Использованные методы соответствовали способу организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

Думаю, что мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня добротой детской души по отношению к взрослым.

У родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;

У родителей и детей было желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;

дети активно используют музыкальные и литературные приемы;

у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывали чувство симпатии друг к другу.


Наталия Колодяжная
Самоанализ работы на тему «Организация работы с родителями»

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом, едины : воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, использую разные формы организации работы с родителями :

Родительские собрания - одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Умело организованное , интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей . Вначале каждого нового учебного года проводятся «Организационные собрания » -цель которых ознакомление родителей с возрастными особенностями детей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей .

Для того, чтобы собрания были интересными использую разные методы : групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей , выявить индивидуальные приемы воспитания (тема ). Консруктивиый спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи (тема «Телевидение в жизни Семьи и ребенка» ). Но наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации (темы «Играют дети - играем вместе» , «Развивающие игры в детском саду» ). Так же после каждого родительского собрания провожу тестирования и опрос родителей по тем или иным вопросам : «Знаете ли вы своего ребенка?» , «Моя семья» , «Я и мой ребенок» , «Каков ваш творческий потенциал?»

Провожу консультации, как групповые и подгрупповые («Давайте играть» , «Математическое развитие» и «Развитие речи» , «Учим детей любить все в природе» , «Роль общения в развитии связной речи» , «Закаливание -одно из средств физического воспитания» , «Укрепление и сохранение

здоровья дошкольников», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам.

Особенно интересно проходят семинары - практикумы, на которых родители выполняют практические действия своими руками («Умелые руки» (создаем красоту своими руками, «В стране оригами» , «Место и роль игры в подготовке детей к школьному обучению» , «Закаливающие процедуры - на пользу организму ребенка » ).

Организовываю выставки как детских работ , так и работ , изготовленных вместе с родителями : «Поделки из природного материала своими руками» , «Портрет семьи» , «Времена года» , конкурс «Лучшее новогоднее украшение» , конкурс «Кукла своими руками» . Стенгазеты «Из жизни группы» , «Экскурсия в конно - спортивую школу» .

Активность родителей в создании выставок , конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке содержится информация о работе группы , режимных моментах, советы для родителей . Для того, чтобы эта форма работы была действенной , помогала мне активировать родителей , я использую рубрики : «Чем и как занять ребенка дома» , «Говорят дети» , «Это интересно» и т. д. В родительском уголке отводится место для раздела «Чем мы сегодня занимались» - демонстрируются детские работы по ИЗО деятельности , лепке, ручному труду, выкладываются прописи по математике и развитию речи.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки - передвижки. Обычно в них я подбираю тематический материал с практическими рекомендациями. Например : «Профилактика гриппа» , «Воспитание детей дошкольного возраста» , «Закаливание детей дома» и др.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации . Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе , другие не желают принимать участие в мероприятиях. Но таких родителей оказалось мало . Большинство пап и мам с удовольствием принимали участие в совместных мероприятиях. В группе проведены развлечение по правилам дорожного движения «В стране дорожных знаков» ,

совместный досуг «Семейный час» (о семейных традициях, конкурс посвященный «Дню матери» с участием мам и детей».

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателя. Этот вывод я делаю на основании анкетирования (смотри приложение) . Из всех родителей определились родители - лидеры (45%,которые являются организаторами и помощниками во всех начинаниях. Родители - исполнители (50%) выполняют любые важные поручения, И родители - наблюдатели (5%,

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 75% родителей посещают родительские собрания , активно участвуют в праздниках, конкурсах, развлечениях, проектной деятельности,

В результате проделанной работы , использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей ; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по -своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы “Родительского клуба”на тему: “Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей”.

На занятии присутствовали дети средней возрастной группы, еще не посещающие логопункт, и их родители.

Так как основной вид деятельности дошкольников — игра, то занятие было построено с использованием технологии игрового обучения: были использованы различные игры, развивающие мелкую моторику (“Превращение в Золушек”, “Волшебные нити”, “В гости к пальчику большому”и т.д.). Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, что повысило внутреннюю мотивацию детей и родителей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: совершенствование традиционных форм работы с родителями для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития звукопроизносительной стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

  1. коррекционно-образовательных: углубление и систематизация знаний участников группы по развитию моторных навыков у детей; расширение словарного запаса детей;
  2. коррекционно-развивающих: развитие зрительного и и слухового внимания, мелкой и общей моторики;
  3. коррекционно-воспитательных: воспитание положительного отношения к занятиям, контроля за собственной речью, формирование навыков сотрудничества, умения слушать собеседника не перебивая.

Цель занятия соответствовала его содержанию. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов, применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия взаимосвязаны и последовательны.

На протяжении всего занятия у детей и родителей поддерживался интерес, чему способствовала, динамичность занятия, использование сюрпризного момента в заключительной части занятия (“Что спрятано в пальчиковом бассейне?”). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.И дети, и родители проявляли положительный эмоциональный настрой и совместно выполняли поставленые задачи.

Благодаря встрече в рамках работы родительского клуба реализуется цель – психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дошкольного возраста и повышение воспитательного потенциала семьи.

Встреча длилась 20 минут.

Результат: поставленные цели и задачи были успешно реализованы.

Леонова С.Е.,
учитель-логопед

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

1. Насколько четко сформулирована цель работы?

2. Какие методы и приемы были использованы во время реализации консультационной работы, насколько они были эффективны?

3. Какие методические приемы были удачны, какие – нет, почему?

4. Какие проблемы возникали по ходу организации консультационной работы, как они были устранены?

5. Как именно были подведены итоги работы? Оценка родителями важности проведенной работы.

6. Над чем еще необходимо поработать?

Приложение 8

План-конспект родительского собрания

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

· психологический тренинг;

· мастер-класс;

· совместное занятие детей с родителями;

· день открытых дверей;

· показ театральных постановок.

Проведение родительского собрания:

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.



Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания«разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Пример родительского собрания

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Цель:

Задачи:

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания

Вводная часть (5-7 мин).



· Представление воспитателем темы и участников собрания.

· Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

Оcновная часть (30-35 мин).

· Выступление родителя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).

· Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).

· Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).

· Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

Разное (7-10 мин).

· Обзор педагогической литературы по теме собрания.

· Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО.