Роль семьи в формировании и социализации личности. Роль семьи в социализации личности

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности»

Подготовила учитель

Сидярто Л.А.

Санкт - Петербург

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….. 2
  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ……………….. 6
  1. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ………… 13
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………… 18
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 19

ВВЕДЕНИЕ

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса.

Социализация – термин, используемый социологами для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению.

Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности. Ценности и нормы являются регуляторами человеческого поведения. Ценности – это такие духовные и материальные блага, которые тому или иному человеку представляются значительными и желательными для получения, сохранения и реализации. Стремление к ним формируют у индивида ценностные ориентации, которые детерминируют их деятельность.

Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д.

Все сказанное можно представить в виде схемы:

Социализация личности

I фаза II фаза

Социализацию нельзя сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально – контролируемых и направленно – организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.

Стадии социализации.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  1. Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  2. Средний – обучение в школе.
  3. Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

Можно ещё выделить этап после трудовой социализации, когда человек обретает новый статус неработающего человека.

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Феномен феральных людей подтверждает это. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Социализация и структура личности.

Рассмотрим структуру личности. Структура сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической, социальной и духовной структур личности, изучаемых соответственно различными науками. Основанием является биологическая структура. В аспекте деформации биологическая структура личности не может не учитываться, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимоотношения между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. А если речь идет о ребенке с деформацией биологической структуры, то нередко это сопровождается и деформациями других структур его личности.

С социальной структурой личности тесно связано её психологическая структура, включающая совокупность эмоций, волевые устремления, память, внимание, мышление. В случаях разного рода нарушений высших психических функций человека может искажаться и социальная структура личности. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. При определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – её социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, формирующих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры является её деятельность, понимаемая как самостоятельная деятельность и как взаимодействие с другими людьми.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, власти, образования, здравоохранения и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее первичных групп, о личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Динамика социальных процессов, социально – экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями отца и матери, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Другими словами, в некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны семьи (как социальной группы), слабость процесса его социализации (включение человека в систему ценностей и норм поведения, характерно для общества в целом) могут привести к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам поведения, группировки воров – рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общества (семья, группа сверстников, профессиональных групп, общности по месту жительства и т.д.). Подытожив выше изложенное, можно выделить следующие социальные причины дезорганизации личности:

  1. участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;
  2. участие индивида в дезорганизованных социальных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, то есть социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

Такого рода явления связаны с ослаблением социально – психологического эффекта обязанности, который служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к разрушению общности. В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, то есть снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к группе, предоставить упорядоченною систему ступеней социального престижа и признания.

Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единства их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении свидетельствует об ослаблении интегрированности социальной группы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение.

СФЕРА ПОЗИТИВНЫХ, ОДОБРЯЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

ТАЛАНТЫ ГЕНИИ

_____________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ,

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ (ГРУППЫ) ПРАВИЛА, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ.

_____________________________________________________________________

САМОУБИЙСТВО ПРЕСТУПНОЕ ПРОСТИТУЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ

АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

СФЕРА НЕГАТИВНЫХ, ОСУЖДАЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

_____________________________________________________________________

Теперь необходимо сказать об отклонениях в поведении. Отклоняющееся или девиантное поведение значит не соответствующее общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, новаторы, убийцы и т.д. - все это люди с отклонениями от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

Индивид может иметь:

  1. отклонения в социальном поведении;
  2. отклонения в личностной организации;
  3. отклонения и в социальной сфере, и в личностной организации (случаи отклонения от культурных норм, совершаемые личностью с психическими отклонениями: неврозами, психозами, параноидальными состояниями и др.)

Анализ данных обследования

семей учащихся специальной (коррекционной) школы № 676

для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга.

Цель: проверка утверждения, что рост числа отклонений в поведении членов социальной группы свидетельствует об ослаблении интегрированности семьи как социальной группы.

  1. Для обследования выбраны учащиеся 7 – 10 классов (54 человека). Процесс социализации в дотрудовом возрасте у них подходит к концу. Дети имеют определенный социальный опыт, разнообразные социальные контакты. Через некоторое время они вступят во взрослую жизнь.
  2. Антисоциальными считались семьи, в которых родители тунеядцы, алкоголики, бытовые пьяницы, сексуально распущенные и лица с криминальным прошлым.
  3. За девиантное поведение принималось только негативное, осуждаемое обществом 1 и 3 вида (стр.9 и схема).

Дети из асоциальных семей

Дети из неполных семей

34,4%

Дети без родителей

7,4%

Дети, помещенные на воспитание в д/дом

(полные сироты)

18,5%

(3,7%)

Дети с девиантным поведением

Дети, совершившие правонарушения и имеющие условные сроки наказания по суду.

7,4%

Из таблицы видно, что не всегда неполная семья является асоциальной, а полная целиком выполняет своё предназначение.

Эти данные свидетельствуют о том, что к концу обучения в школе большинство детей из неблагополучных семей уже имеют опыт асоциальных действий и поведения (бродяжничество, токсикомания, воровство, сексуальная распущенность и т.д.). Семья удерживает первенство в социализации детей.

Институты образования и воспитания в лице школы и детского дома не могут целиком заменить семью в процессе социализации детей. Тем не менее, ведется огромная работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

Почему появляются девианты?

Индивиды становятся девиантами, т.к. процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению. К некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Но тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. Это означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или врожденных дефектов. В данном случае может иметь место слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Люди с особыми проблемами нередко испытывают потребность во вмешательстве, сущность которого зависит от особенностей типа проблем, затрудняющих социализацию и жизнедеятельность. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны социальных институтов, так как их физические, психические и интеллектуальные возможности затрудняют процесс социализации, их нормальную жизнь в обществе. Эти группы нуждаются в социальной и психологической помощи, выраженной в различных формах:

  1. материальной;
  2. профориентационной;
  3. социально – психологической адаптации;
  4. социальной интеграции.

Если говорить о детях с проблемами в развитии (нарушения речи, слуха, зрения, задержка психического развития, снижение интеллекта и т.д.), то роль социального института образования в лице коррекционного образовательного учреждения трудно переоценить, именно школа помогает в социализации, в социальной адаптации этих детей. Достаточно привести пример Сергиево – Посадского интерната, где успешно воспитывают, обучают, готовят к жизни слепоглухих детей, которые в обычных условиях жизни обречены. Некоторые выпускники интерната оканчивают средние и высшие учебные заведения. Многие создают семьи, включаются в жизнь в обществе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.

Ни один социальный институт не может заменить семью. Именно она служит важнейшим фактором обучения моральным ценностям и поведенческим нормам. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем – то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены 5 основных факторов, определяющих семью и жизнь как неблагополучную:

  1. сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
  2. недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);
  3. недостаточная отцовская привязанность;
  4. недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);
  5. отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь);

Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности.

Однако многочисленны и случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены и отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает трудно выбрать линию не отклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия – это состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения. Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институционными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время, как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества откланяться от общепринятых образцов. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институционных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризисности социально – экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям.

Важнейшей задачей педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений.

В зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом.

Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие под редакцией Г.В. Осипова.

Москва: Аспект – Пресс, 1996г. 461с.

  1. С.С. Фролов Социология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Издательская корпорация «Логос» 1997г. 360с.
  2. Б.А. Трегубов «Свободное время молодежи: сущность, типология, управление». Санкт – Петербург: Издательство Санкт – Петербургского университета, 1991г. 152с.
  3. «Теория социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой. Москва: «Юристъ», 1998г. 336с.
  4. Социологический словарь. Н. Аберкромби, Ст. Хилл, Брайан С. Тернер. Москва: «Экономика», 1999г. 416с.
  5. «Социальный менеджмент» под редакцией проф. Д.Д. Валовой. Москва: ЗАО «Бизнесс – школа» Интел – Синтез», 1999г. 384с.
  6. Ю.Г. Волков и Г.В. Мостовая «Социология». Москва: Гардарика, 1998г. 432с.
  7. «Альбом схем по социологии и политологии». Москва: Издательство «Щит», 2000г. 120с.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение .

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Модель поведения I

Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II

Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III

Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж.Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная-неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е.Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующаягиперпротекция - недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание “в культе болезни” - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности - на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей - по выражению X.Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек - на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” - и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Семья для ребенка-дошкольника - первый и основной фактор социализации. Проблеме социализирующего влияния семьи на ребенка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, И. В. Гребенникова, Л. В. Загик, В. М. Ивановой, В. К. Котырло, 3. Матейчек, Т. А. Репиной, Н. А. Стародубовой, Г. Т. Хоментаускаса и др.

В 20-х гг. XX в. в западной социологии, а позднее и в России, утвердилось понимание социализации как составной части процесса становления личности. В ходе социализации формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социальноорганизованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Понятие «личность» содержит в себе социально значимое в человеке, который является, с одной стороны, частью природы, а с другой - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, развивающаяся только вместе с обществом или только на его основе. Успешно социализированная личность характеризуется способностью к изменению своих ценностных ориентаций, умением находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацией на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д.

Человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией. Главным критерием социализированности личности Д. И. Фельдштейн считает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, проявляющиеся в реализации социального в индивидуальное, что и обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. В исследованиях подчеркивается, что ребенок в процессе социализации выступает не только как объект разнообразных влияний среды, но и как субъект собственного развития в тех или иных обстоятельствах в результате интериоризации, освоения этих влияний.

Таким образом, процесс социализации представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон. Исследователи полагают, что правильнее говорить не просто о процессе социализации, а о процессе социализации-индивидуализации (Б. 3. Вульфов, Д. И. Фельдштейн и др.). Они рассматривают этот процесс не как пассивные действия присвоения, а как сложный динамичный процесс. Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Итогом процесса социализации-индивидуализации становится социальная адаптация - способность личности сохранять и активно развивать свою индивидуальность в любых существующих или возникающих (ожидаемых) условиях жизнедеятельности (Б. 3. Вульфов).

Исследователи выделяют агентов социализации - людей и учреждения, ответственных за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей, и факторы социализации, влияющие на процесс социализации личности.

Факторы социализации условно разделены на четыре группы (А. В. Мудрик):

  • мегафакторы - мировые планетарные процессы (экологические, демографические, экономические, военно-политические), оказывающие влияние на жизнь всех людей, следовательно, на цели и содержание воспитания;
  • макрофакторы - условия социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;
  • мезофакторы - этнос, тип населения, город или село, в котором живет человек;
  • микрофакторы - институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников, трудовой или воинский коллектив.

В качестве социальных образований, способствующих процессу взаимодействия личности и общества, рассматриваются институты социализации. Под ними понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности.

Важнейший институт социализации раннего детства - семья. Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально компетентной, зрелой личности (Р. Ф. Валиева). Кроме того, под семейной социализацией также понимается подготовка к будущим семейным ролям мужа, жены, матери и отца (А. И. Антонов,

А. В. Мудрик и др.).

В семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Все это непосредственная социализация в семье. Косвенная социализация заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам.

Исследователи А. В. Петровский, А. С. Спиваковская характеризуют семью как первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, как мощнейший фактор становления социальной стороны личности ребенка, формирующий жизненную позицию ребенка, влияющий на установление им взаимоотношений с окружающими, на формирование мотивов поведения и ценностных установок.

Внутрисемейные отношения для ребенка - первый опыт общественных отношений. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Процесс социализации ребенка в семье начинается с первых месяцев его жизни. Семья - микросреда, влияющая на младенца; с возрастом это влияние в значительной степени ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться непоправимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью и ее функции первоначальной социализации детей.

Процесс социализации многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно, а в семье наиболее естественно и безболезненно. Здесь ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, но и оказывается включенным в социальные отношения, которые определяют содержание будущей личности (И. В. Дубровина).

В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь, в узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Социализация понимается двояко: с одной стороны, - как подготовка к будущим семейным ролям, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование компетентной зрелой личности.

Влияние семьи на формирование личности ребенка намного превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности.

Семейное воспитание сочетает в себе целенаправленные действия родителей с объективным стихийным влиянием жизнедеятельности семьи. К группе специальных воспитательных воздействий относятся целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых - научить ребенка, дать ему образец, побудить к подражанию, объяснить и пр. Но воспитание не сводится только к специально организованным формам педагогического воздействия. Оно осуществляется в ходе всей жизнедеятельности семьи. Часто родители не уделяют должного внимания стихийным факторам воспитания.

Стихийные влияния - неосознанные, неконтролируемые, повторяющиеся ежедневно воздействия на ребенка, например, манеры поведения взрослых, укоренившиеся привычки, их распорядок дня и др. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Маленькие дети подражательны. Они считают, что их родители поступают всегда правильно, поэтому копируют их поведение. Педагоги дошкольных учреждений признаются, что невольно многое о семье воспитанников узнают из их игр. Они приводят многочисленные примеры, как дети играют в «пьяных», «сдают» бутылки, сквернословят, неуважительно относятся к старшим или, наоборот, ребенок, играющий роль папы, заботится о малыше, ласков с «женой», выполняет трудовые поручения, вежлив.

По мнению ученых, помимо сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности (И. С. Кон). Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка или юноши, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Семейные условия, включая социальное положение родителей, вид их занятости, материальный уровень и уровень образования в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Некоторые родители понимают воспитательное воздействие на ребенка лишь как непосредственное обучение чему-либо (рисованию, счету, компьютерной грамотности и др.).

Например, одна мать говорит: «Муж, наконец, взялся за воспитание дочери. Каждую субботу, а иногда по вечерам в будние дни задачки решают». Заблуждение родителей в области воспитания можно подкрепить и таким примером. Один папа кричал на ребенка. На замечание педагога он ответил: «Тихо, я воспитываю». Родители часто не способны оценить воздействие личности на другую личность.

Наряду с готовностью исполнить роль воспитателя некоторые родители сознательно стремятся переложить свои воспитательные функции на других людей, например воспитателя детского сада или неработающего члена семьи. Они убеждены, что воспитание требует особого времени и усилий, которыми не располагает занятый на работе человек. Многие родители заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, отказываются от руководства деятельностью. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности и даже формированию асоциального поведения.

По мнению ученых, чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на ребенка. Сплоченность семьи предполагает ценностное единство, приоритеты семьи, подчинение интереса индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, формируется конформистское поведение, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи, по мнению А. И. Антонова, открывает двери для внесемейных влияний.

В семье действует ряд механизмов социализации: воспитание, подражание, идентификация, понимание (И. С. Кон).

Основным механизмом социализации ребенка в семье является воспитание.

Ценностные ориентации в семьях отличаются. Разные цели воспитания Т. А. Куликова называет субъективизмом воспитания. Так, в одних семьях взрослые стараются привить ребенку такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, бережливость, чуткость и т. п., в других семьях на это не обращается внимания. В одних семьях ребенка наказывают за ложь, проявление нечестности, в других скажут: «Сейчас без обмана не прожить». В одних семьях акцент ставится на интеллектуальное развитие, в других - физическое, в третьих - воспитание пускается на самотек. Некоторые родители недооценивают значение дошкольного периода развития ребенка, они считают, что воспитание будут осуществлять, когда он пойдет в школу.

Подражание - произвольное или непроизвольное следование примерам и образцам поведения. За хорошие поступки ребенка хвалят, поощряют, а за отрицательные - наказывают. В его сознание внедряют систему норм, правил, формируют представления. Естественно, все взрослые члены семьи должны быть едины в своем воздействии на детей. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребенок ощущает постоянство и единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. В противоположном случае дети начинают хитрить и приспосабливаться.

Идентификация. Свою половую принадлежность ребенок в семье устанавливает рано. На протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.

В психологии существуют три теории, объясняющие, как формируется половая идентификация.

Первая теория развивалась в рамках психоанализа. Принятие половой роли - внутренний глубинный процесс, осуществляющийся путем идентификации с родителями. Сначала дети обоих полов идентифицируют себя с матерью, так как мать - фигура, в наибольшей степени наделенная силой и любовью из всего окружения ребенка. У девочек эта идентификация сохраняется и дальше. Для мальчика отец воспринимается как обладающий большим статусом и силой, и это служит противовесом привлекательным женским чертам.

Вторая теория - теория социального научения представляет собой комбинацию традиционной теории научения (поведение, соответствующее половой роли, поощряется, несоответствующее - наказывается), и теории научения через наблюдение. Наблюдая, дети могут подражать, игнорировать и контрподражать модели. Дети не вырабатывают исключительно женский или мужской вариант поведения, но баланс обычно склоняется в одну из сторон и в огромном числе случаев соответствует биологическому полу ребенка.

Третья теория, объясняющая механизм полоролевой социализации, - когнитивно-генетическая. Ребенок сначала определяет свою половую идентичность и потом пытается сообразовать свое поведение с представлениями о собственной половой роли. Эти теории рассматривают процесс половой социализации с разных сторон и описывают разные механизмы этого процесса.

По мнению Т. И. Дымновой, девочки, не знавшие отца, воспитанные матерями в обиде и недоверии к мужчинам, боятся создавать семью. Они испытывают определенные трудности при знакомстве с молодыми людьми, видимость мужских качеств не отличают от сущности, нередко становятся жертвами обмана, еще более укрепляясь в негативном отношении к мужчинам. В замужестве им труднее выстраивать отношения в семье, так как в детстве они не получили такого опыта. Наконец, они пополняют ряды феминисток - борцов за особые женские права, которые якобы ущемляются мужчинами, захватившими ключевые места в обществе.

Понимание предполагает знание родителями своих детей, их внутреннего мира, интересов, потребностей.

Понимание предполагает, что родители знают индивидуальные особенности своего ребенка, внимательны к его переживаниям, эмоциональным проявлениям, умеют «считывать» эмоции с его лица. Родители встают на позицию ребенка, умеют ее истолковать, исходя из его личного опыта пытаются понять мотивы поступков ребенка и не спешат с наказаниями. Понимание предполагает также, что родители знают сильные и слабые стороны своего ребенка, предвидят его реакцию на те или воспитательные воздействия, гибко используют методы воспитания. Понимание ребенка помогает родителям установлению контакта с ним, решения проблем «демократичным путем».

Отсутствие влияния семьи в каком-то направлении уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Роль семьи в социализации ребенка особенно важна при сравнении с воспитанием вне семьи, в учреждениях закрытого типа. Там психическая депривация детей проявляется в различных отклонениях психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников и в будущем может стать причиной неблагоприятно складывающихся семейных, супружеских отношений.

В детском доме ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, «дробит» его жизнь на кусочки. Преимущественно групповой подход, отсутствие индивидуальных контактов затрудняет осознание ребенком своего «я». В детском доме даже самые хорошие воспитатели - лишь носители знаний, образцов поведения, поощрения и наказания, но они не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. В семье все воздействия на ребенка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в семье, активны, инициативны, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности, жизнерадостны, что свидетельствует о его положительном самоощущении (С. Ю. Мещерякова).

Аналогичные выводы сделал чешский педагог 3. Матейчек. Он приводит примеры изучения поведения детей из Дома малютки и из семьи в «ситуации опасности». Перед ребенком ставили огромного игрушечного медведя. Малыш, сидя на коленях у мамы, на одну минуту терял чувство уверенности, потом начинал изучать игрушку и играть с нею. Ребенок из Дома малютки так и не обретал равновесия, впадал в панику. Автор делает вывод: изначальная неуверенность одних и уверенность других, очевидно, будет проявляться в дальнейшем и в отношении к людям.

Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, хотя и проявляют по отношению к взрослым положительные эмоции, показывают сниженную инициативность, любознательность, жизнерадостность, у них очень бедны положительные эмоции. У этих детей наблюдается однообразие в поведении, общении. Как отмечает В. С. Мухина, дети совершают много так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. Эта разница в поведении детей, растущих в семье и вне ее, объясняется отсутствием материнской любви, ласки. Установлена следующая закономерность: чем быстрее мать отвечает в первые месяцы жизни младенца на его сигналы о дискомфорте, тем разнообразнее и длительнее он играет с игрушками во втором полугодии жизни. В Доме ребенка организован единый режим кормления, сна, бодрствования детей. У персонала не хватает физических сил и времени на то, чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей, воспитатели ориентируются на предписания, а не на инициативу ребенка.

У детей вне семьи недостаточно развита игра, так как у них ограниченный социальный опыт. Нам приходилось наблюдать, как ребенок 3 лет берет в руки игрушечный телефон (традиционный, с трубкой и шнуром) и, держась за трубку, везет его по полу. Он не использует его как предмет-заместитель, а просто не знает, что с ним делать. Игры старших дошкольников примитивны и сводятся к однообразным действиям без развернутого сюжета. Они отражают то, что часто видят в своей жизни: наливают куклам чай из чайника, ругают их, «выясняют» отношения. Девочка хочет играть с куклой, но не знает как. Она кое-как запеленала куклу, неумело прижимает ее к себе.

Рассматривая особенности развития личности ребенка вне семьи через структуру самосознания, В. С. Мухина выделяет некоторые из них у детей в учреждениях закрытого типа:

  • развитие особого чувства «мы» в связи с отсутствием свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один;
  • иждивенческой позиции, отсутствие бережливости и ответственности.

Нередко в детском доме к детям обращаются по фамилии, имя почти никогда не используется для выражения любви и приязни. Это специфическая групповая нормативность. «Мы» закрытого учреждения подчас не соответствует социальным нормативам. По мнению В. С. Мухиной здесь кроется колоссальная проблема - специфика притязаний на признание детей детских домов.

В учреждениях закрытого типа нарушена половая идентификация: мальчики лишены идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. Иногда они говорят о себе в женском роде. Если в детском доме есть сотрудник мужчина, то мальчики его обожают, наблюдают за его действиями, подражают ему, испытывают потребность в общении с ним. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения в целях выживания, самоутверждения.

Еще одно звено самосознания - звено психологического времени личности, т. е. способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Это важнейшее позитивное образование развивающейся личности, которое обеспечивает ее полноценное существование. Человек, по мнению психологов, не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Дети из детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Прожитые годы остаются в памяти ребенка лишь как знание, но не как события его личной жизни. Причина этого феномена - в отношениях ребенка со взрослым.

Индивидуального прошлого дети-детдомовцы очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает семья. В семье ребенку говорят: «Когда ты был маленьким, ты делал то-то и то-то», рассматривают детские фотографии, игрушки, предметы быта и т. п. И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Дети, лишенные семьи, часто ничего не помнят или помнят свой ужас от того, что потеряли опору в жизни.

Последнее звено самосознания - социальное пространство личности, ее права и обязанности. Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. В этих условиях затруднено формирование у детей представлений о «мужественности» и «женственности», воспитание необходимых семейнобытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи, умением со вкусом одеваться и др.

Сравнительные исследования психического и личностного развития детей, растущих вне семьи, показывают, что, несмотря на возрастные и индивидуальные отличия, они имеют ряд общих черт: отсутствие избыточной привязанности к людям, инициативы в различных видах деятельности, недостаточная познавательная активность, ситу- ативность поведения и мышления. У таких детей нарушена трансформация объективного в субъективное, познаваемое эмоционально не переживается ребенком, а общественно значимое не превращается в личностно-значимое. Это приводит к тому, что у детей оказывается неразвитым или деформированным пристрастное отношение к миру, окружающим людям и себе. Как следствие, у них отсутствуют привязанности, имеет место дефицит любви и ласки, снижены познавательные процессы и др. В результате опыт их собственной жизни не усвоен и не осознан, а потому не накапливается и не ведет к развитию личности и сознания.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое социализация?
  • 2. Раскройте механизмы социализации ребенка в семье.
  • 3. В чем заключается роль семьи в социализации ребенка-дошкольника?
  • 4. Назовите известные вам социальные институты. Как они влияют на становление личности?
  • 5. В периодической печати подберите материал о детях вне семьи, о социальном сиротстве. Приведите статистические данные. Подчеркните педагогический аспект проблемы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Контрольная работа

по антропологии

Тема: «Роль семьи в процессе социализации личности»

Красноярск 2010


Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);социально-культурный –образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе;технико-гигиенический –условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

Семья как микросоциум

На процесс социализации личности огромное влияние оказывает семья. Ее определяющая роль обусловлена глубоким воздействием на все физические и психические качества личности. Семья – это основной институт воспитания, в ней закладываются будущие качества личности.

Определение 1

Семья – это группа людей, объединенная родственными узами, социально-педагогическими характеристиками и предназначенная для удовлетворения человека в потребностях продолжения рода и самоутверждении.

Семья играет основную роль в формировании жизненных принципов и нравственных начал ребенка. При формировании личности здоровая, оптимально функционирующая семья оказывает следующее воздействие:

  • способствует развитию личности;
  • укрепляет психическое здоровье;
  • поощряет интересы и влечения своих членов;
  • развивает у детей чувство надежности и уверенности;
  • структурирует возможности достижения самореализации и безопасности;
  • способствует проявлению образа своего «Я» у личности;
  • определяет границы идентификации.

Структура личности ребенка формируется с первых дней жизни под влиянием и в процессе взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, другими близкими родственниками.

Влияние разных типов семей на процессы социализации

Успешная социализация ребенка, его воспитание зависят от структуры семьи:

  • полная семья – семья, в которой есть оба родителя, или один из родителей замещен мачехой или отчимом;
  • неполная семья – семья одинокой матери или отца с детьми; семья, где воспитанием детей занимаются бабашка и/или дедушка, тети, дяди и т.д.

В неполных семьях наблюдается снижение воспитательных возможностей в результате длительного влияния на детей конфликтных, напряженных психологических ситуаций, возникновения эмоционального «голода» или, напротив, чрезмерной родительской любви, низкого культурно-образовательного уровня родителя и т.д.

В неблагополучных семьях процесс социализации существенно затруднены и нарушены. Это семь с нарушенной структурой, где игнорируются и обесцениваются главные семейные функции, наблюдаются дефекты воспитания, вследствие чего появляются «трудные дети».

Роль семьи в социализации личности

Семья – основной и первый социальный институт, оказывающий активное влияние на процессы социализации, формирования личности ребенка.

Замечание 1

Первичную социализацию, особенности психического развития на раннем этапе развития ребенка определяют естественно-биологические и социальные связи между родителями и детьми.

Семья играет значительную роль в введении ребенка в систему общественных отношений.

Прямая обязанность родителей в отношении ребенка:

  • обучить накопленному человечеством социальному опыту;
  • привить нравственные нормы, традиции и культуру родной страны.

На процессы социализации в семье влияют:

  • природное здоровье и наследственность;
  • материальное благосостояние;
  • экономическая составляющая;
  • уклад жизни;
  • социальное положение;
  • место проживания;
  • количество членов семьи;
  • отношение к ребенку.

Родители – первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье –это сложный социально-педагогический процесс. На процесс социализации огромное влияние оказывают:

  • характер взаимоотношений между родителями;
  • психологический климат в семье;
  • степень взаимного внимания, согласия, уважения и чуткости;
  • характер и тон разговоров;
  • способы решения проблем.

В процессе социализации семья должна решить следующие задачи:

  • создать необходимые условия для роста и развития ребенка;
  • обучить необходимым умениям и навыкам;
  • передать опыт создания семьи, ее сохранения; отношения к старшим; обучения и воспитания в ней детей;
  • воспитать ценностное отношение к себе и другим людям;
  • обеспечить психологическую, социально-экономическую защиту ребенку.