Развитие ребенка в восьмой месяц жизни. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни 8 месячный малыш

Ваш малыш подрастает и не перестает вас радовать, в очередной раз он прибавил 400-500 грамм и подрос на пару сантиметров. У некоторых малышей к этому времени уже есть три-четыре зуба, обычно это верхние и нижние центральные зубки. Не стоит волноваться, если на восьмом месяце жизни у вашего малыша появился только первый зуб, у каждого ребенка развитие происходит индивидуально. Более поздние зубки ничем не хуже тех, которые появляются рано.
Самое интересное в этот период жизни ребенка наблюдать, как проявляется его двигательная и исследовательская активность.

Он уже умеет переворачиваться на бок и на живот, начинает активно учиться ползать. Некоторые детки сразу начинают ходить, но, по мнению многих выдающихся педиатров, таких как Б. Спок, детям для их лучшего развития просто необходимо ползать. Можно взять ребенка за руки, он с удовольствием будет передвигаться по твердой поверхности, и вы заметите как увереннее стали его движения, но долго так экспериментировать не стоит, поскольку ножки могут искривляться под весом его тела.

Ваш малыш в 8 месяцев начинает активную исследовательскую деятельность, изучая свои игрушки и различные предметы, многие из которых проходят через его рот. Особенно любят малыши проверять закон всемирного притяжения, малыш может бесконечное количество раз выбрасывать свою игрушку из кроватки и следить за тем, как она приземляется. Игрушки он изучает по-разному: перекладывает из одной руки в другую, трясет ими, ударяет о твердую поверхность, пробует на зуб.
В этом возрасте с малышом можно во многое поиграть, он узнает близких людей, у него можно спросить, например: «А где мама?», он тут же повернется в сторону мамы. С ребенком полезно играть в разные игры-потешки, читать ему стишки и петь колыбельные песенки. Многие в этом возрасте лепечут свои первые звуки и слоги.

Что делать, если ребенок 8 месяцев плохо ест?

В этом возрасте ребенка приучают к более твердой пище, например, овощи в тарелке просто мнут вилкой, а каши варят погуще. Считается, что нужно приучать малыша жевать пораньше, это укрепляет его десна и зубы. Малыша отучают от соски и приучают пить из чашечки.

Многие родители жалуются, что их ребенок в 8 месяцев плохо ест. Возможно, у ребенка не составлен четкий режим дня, нет определенного времени для приема пищи и ребенок удовлетворен частыми перекусами. Для того, чтобы он хорошо рос и развивался, нужно соблюдать принцип регулярности приема пиши, ребенок должен съедать определенное количество еды в определенное время.

Это не означает, что ребенка нужно кормить насильно, вовсе нет, нужно соблюдать определенный ритуал перед приемом пищи. Кушаем только на кухне, ни в коем случае не перед телевизором. Перед едой повязываем слюнявчик, ставим тарелку, кладем ложечку, ставим чашечку, все эти действия вскоре выработают у ребенка условный рефлекс на принятие пищи.

Если ребенок плохо ест в 8 месяцев, старайтесь разнообразить ему меню, ни в коем случае не заставляйте его есть то, что он не любит. Если это очень полезный продукт, то старайтесь найти ему равнозначную замену. Старайтесь кормить малыша разнообразно, готовьте ему на каждый прием пищи 2-3 разных блюда. И помните, кормить ребенка нужно в одни и те же часы. Если у ребенка процесс приема пищи вызывает негативные эмоции, то он будет плохо кушать. Купите ему новую чашку или новый детский набор посуды, это сразу может изменить настроение. А дальше вам ничего не стоит подключить свое актерское мастерство, разговаривайте с ребенком, играя с вами, он будет открывать рот по инерции.
Конечно, ребенок при этом должен быть полностью здоров, если он часто отказывается от пищи, мало съедает, то нужно проконсультироваться с педиатром.

Как организовать сон ребенка в 8 месяцев

Некоторые родители жалуются на то, что не могут уложить спать своего 8-ми месячного ребенка, причем, доходит до того, что не высыпается вся семья. Чтобы нормализовать сон ребенка и приучить его вовремя ложиться спать днем и вечером, нужно обратить внимание на то, что сон малыша связан с питанием, прогулками, гигиеной.

Сон ребенка в 8 месяцев, так же как и питание должен происходить по режиму, определитесь сразу, когда у ребенка будет ночной сон, но так, чтобы это было удобно для семьи. Родители имеют право уложить ребенка спать в 8 часов вечера и отдохнуть.

Обязательно определитесь, где ребенок будет спать, для ребенка 8-и месяцев идеальное место кроватка в спальне родителей, хотя могут быть и другие варианты, можно спать в одной кровати с родителями, а можно ставить детскую кроватку в отдельную комнату.

Для того, чтобы ребенок хорошо спал, с ним нужно побольше гулять на свежем воздухе, играйте с ним в подвижные игры. Можно организовать дневной сон ребенка на свежем воздухе, если позволяет погода.
А вот вечером нужно постараться снизить эмоциональное напряжение малыша, почитать ему книжку, рассказать сказку или спеть колыбельную песенку. Перед сном нужно хорошо проветрить комнату, оптимальная температура – 18-20 градусов по Цельсию.

Вечером нужно обязательно искупать ребенка, это снимет его усталость и эмоциональное напряжение, он хорошо уснет.
На ночь обязательно надевайте на ребенка качественный подгузник, который позволит ему не просыпаться ночью.

Положите своего малыша на живот. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что его попытки двигаться вперед в этом положении интенсивно развиваются. Такие попытки могут быть очень индивидуальны и не всегда еще похожи на ползанье по-пластунски или на четвереньках. Например, малыш может просто активно двигаться на месте, вытягивая все тело. При этом руки и ноги (коленки) ребенка в 8 месяцев способны удерживать вес тела несколько секунд. Кроме того, малыш в этом возрасте отлично поворачивается на животе вокруг собственной оси.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Реакции и навыки

Положите ребенка на спину и протяните ему свои, направленные друг на друга, большие или указательные пальцы (как бы образуя ими «перекладину» или «турник»). Если он сам спонтанно их не схватит, вы можете вложить пальцы в ручки, но при этом не поддерживайте его за предплечья и не тяните вверх. Развитие ребенка в 8 месяцев позволяет ему самостоятельно подтянуть свое тело на руках и сесть вертикально. При этом малыш уверенно удерживает голову, ножки его слегка вытянуты и не скрещиваются.

Кроме того, развитие ребенка в 8 месяцев выражается в без вашей помощи минимум 5 секунд, удерживая равновесие. Он может опираться на одну или обе ручки.

Еще одна яркая особенность развития ребенка в 8 месяцев – типичное положение его тела – так называемое «лежачее положение фигуры садового гнома».

Малыш, уже уверенно поворачивающийся как угодно, часто остается лежать на одной стороне тела, опираясь на находящуюся внизу руку. Другая его ручка остается свободной для манипуляций, а расположенную вверху ножку он использует для гибкого балансирования. Такие «упражнения» помогают ребенку постепенно осваивать навыки равновесия и являются хорошей предварительной тренировкой для прямого перехода к сидению из положения лежа на животе.

Возьмите малыша подмышки и поставьте ножками на твердую поверхность. Развитие ребенка в 8 месяцев помогает ему стоять на обеих стопах, однако, тазобедренные суставы при этом еще слегка согнуты.

Следующие три навыка были характерны для развития ребенка в 7 месяцев и сохраняются на протяжении 8 месяца жизни младенца.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ему одновременно два красных кубика (длина ребра 30 мм), держа их либо большим и указательным пальцами, либо просто положив на свои открытые ладони. в состоянии схватить каждой рукой по одному кубику и держать их непродолжительное время. Если второй кубик он берет не сразу, можно побудить его к этому, поднеся игрушку к ручке.

Большим и указательным пальцами возьмите пластиковый кружок диаметром 25 мм и предложите его малышу, внимательно следя, чтобы он этот кружок не проглотил. Малыш берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим пальцем, не прижимая кружок к ладони (мелкий предмет расположен в руке ближе к кончикам пальцев). Этот навык должен выполняться обеими ручками.

Убедитесь, что все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, удалены из его поля зрения.
Попросите кого-нибудь из родных сесть с малышом на коленях за пустой стол. Предложите ребенку машинку или куклу, удерживая игрушку на высоте его глаз. Дождавшись момента, когда он заметит предмет и захочет схватить, отодвиньте машинку или куклу и положите на стол вне досягаемости детской руки, но хорошо обозреваемую с его места. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что он пробует достать игрушку, изменив положение тела: малыш наклоняется вперед, выпрямляет ручки и старается дотянуться до заветной цели.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Ребенок в 8 месяцев умеет отличать своих от чужих: он поворачивается к близким и знакомым, улыбается им, а от посторонних испуганно отворачивается.

Развитие ребенка в 8 месяцев прослеживается в умении произносить что-либо шепотом. Малыш открывает для себя различную силу звука высказываний и играет с ней. Что касается освоения новых звуков, как правило, в этом возрасте он тренирует уже известные ему звуковые сочетания и их комбинации.

Поиграйте с малышом в прятки. Спрячьтесь за каким-нибудь предметом мебели, выгляньте с одной стороны и позовите его. Потом снова спрячьтесь и появитесь уже с другой стороны. Ребенок поддерживает игру: он ждет вашего появления в определенном напряжении и смеется, когда вы выглядываете из-за своего укрытия. Если вы снова исчезаете, малыш ищет вас взглядом в нужном направлении.

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Восьмимесячный малыш уже активно познает мир, осваивает собственную территории. Он ползает, пытается подняться на ножки, интересуется всем вокруг. В то же время маленький член семьи начинает проявлять характер, отстаивать свою «точку зрения», становится требовательным.

Умственное и физическое развитие ребенка в 8 месяцев претерпевает много изменений, все вокруг ему кажется очень интересным, но в то же время пугающим. Зависимость малыша от мамы возрастает, он чувствует большую уверенность, когда она рядом с ним.

Физическое развитие ребенка

Восьмимесячный малыш весит приблизительно 8,5 кг — 8,7 кг. Мальчик может быть чуть тяжелее, чем девочка. Рост ребенка к этому возрасту немного замедляется, так как основная энергия тратится на развитие мускулатуры. Дети к восьми месяцам вырастают до 70-72 сантиметров. У многих уже есть несколько зубов, хотя их отсутствие ни о чем не говорит, первые зубки могут появиться и попозже. Ребенок продолжает питаться грудным молоком, хотя уже получает прикормы.

Для родителей наступает очень интересное время, ведь дома появляется настоящий исследователь, который хочет проникнуть всюду. Большинство детей в 8 месяцев прекрасно умеют ползать и быстро передвигаются. Их интересует буквально все, потому желательно спрятать опасные предметы туда, куда ребенку трудно дотянуться. Некоторые детки начинают в этом возрасте вставать на ножки с помощью опоры, приподниматься на носочках и приседать в таком положении. Правда опуститься обратно на пол самостоятельно у них получается не всегда. Первые разы у ребенка может начаться паника и он начнет звать маму с папой. Потом попытается сесть сам, шлепнувшись на попу. Чтобы ребенку не было больно падать, попробуйте научить его сгибать коленки и опускать на пол с меньшей высоты.

Малыш может самостоятельно сесть, находиться в таком положении не поддерживая себя. Руки его остаются свободными для игры. Он с удовольствием будет повторять за вами ритмичные движения, хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачки, вытягивать ручки над головой. Игрушки он активно изучает, пробует на зуб, сжимает пальчиками и ладошками, трясет, бросает. Если вы протянете ему какой-либо интересный предмет, он постарается отнять его у вас. При чем вы сами удивитесь, как окрепли его ручонки. Не менее активно идет развитие мелкой моторики. Ребенок уже может поднять совсем маленькую крошку двумя пальчиками. По назначению использует указательный палец, требует ту или иную игрушку, при чем показывает в нужную сторону, даже если ее не видит.

Ребенок в 8 месяцев уже умеет карабкаться по ступенькам и другим возвышенностям, правда не всегда способен слезть обратно. Он может залезть под стол, под шкаф или под стул. Начинает понимать, что с кровати или дивана можно упасть, потому останавливается у краешка. Правда надеяться слишком на его сообразительность, и оставлять одного не стоит. Ребенку еще не полностью удается контролировать свои движения, он может упасть, неосторожно развернувшись. Вообще, восьмимесячный карапуз очень активный. Он ни секунды не может усидеть на месте. Даже если взять его на руки, он изворачивается, мотает и кивает головой, машет ручками, иногда старается высвободиться из объятий и уползти по своим делам, узнавать «что?», «где?» и «почему?».

Итак, в 8 месяцев ребенок умеет делать следующие вещи:

  • Самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть, не поддерживая себя ручками
  • Активно ползает
  • Может подниматься на возвышенности, залезать под стулья
  • Встает на ножки с опорой
  • Активно развивает мелкую моторику рук
  • Начинает понимать опасность, останавливается на краю кровати

Не стоит форсировать события, пытаться в этом возрасте учить малыша ходить, слишком интенсивно заниматься с ним физическими упражнениями. Пусть его развитие идет своим естественным путем.

Зрение, слух и нервная система

К восьми месяцам жизни у ребенка значительно улучшается острота зрения, у большинства проходит физиологическое косоглазие. Дети начинают замечать мелкие детали на картинках, игрушках. Они могут подолгу рассматривать маленькие рисунки на простыне, обоях. Иногда малыш их щипает, пытается взять двумя пальчиками. Важным навыком в этом возрасте является понимания расположения предметов в пространстве. Ребенок соображает, что два кубика, поставленных друг на друга, могут бать разными предметами, а не одним. Больше всего его интересуют вещи круглой формы, например, мячики, он может подолгу катать их по полу, подбрасывать, сжимать рученьками. Также карапуз понимает, что предметы и люди не исчезают из поля зрения навсегда. Потому не пугается, если мама, играя с ним спрячется, а наоборот, веселится.

Звуки – это то что способно заинтересовать, отвлечь ребенка, не меньше ярких игрушек. Он подолгу трясет ключами или колокольчиком, чтобы услышать звон, шуршит полиэтиленовым пакетом, стучит погремушкой по стулу. Очень нравятся некоторым деткам резкие звуки, они приходят в восторг от грохота упавших кастрюль или столовых приборов, часто самостоятельно этот грохот устраивают.

Не менее важен для малышей голос мамы и папы, они любят чтобы с ними разговаривали. «Словарный» запас к этому возрасту уже увеличивается. Кроха может уверено произносить «мама» иногда «папа». Свои желания и эмоции выражает разными слогами, например, «ми», «ба», «ка». При чем повторяет их несколько раз подряд, говорит вместе разные слоги. В образовании звуков уже активно начинают брать участие губы и язык, хотя пока что-то внятное не очень получается.

Развитие нервной системы, к сожалению, не успевает за активным усвоением мира. Потому у восьмимесячного ребенка может нарушаться сон, хотя до этого все было в порядке. В норме ребенок в 8 месяцев должен спать 10-11 часов в ночное время, и два раза по 1,5-2 часа днем. Но бывает, что малыш просыпается ночью или просто начинает вертеться в кроватке, дергать ручками и ножками. Это значит, что его нервная системы перевозбуждена, процессы торможения не срабатывают во сне. Чтобы кроха была спокойней, можно вечером сделать массаж, включить перед сном спокойную музыку, спеть колыбельную. Активными играми лучше заниматься в первой половине дня, тогда ребенку будет спокойнее отдыхать ночью.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие малыша в 8 месяцев жизни значительно ускоряется. У него хорошо развивается память. Он способен вернуться к тому, чем занимался пару минут назад, если его отвлечь. Может спокойно повторить на следующий день простенькую игру, например, «тоси-тоси». Ребенок прекрасно различает лица родителей и свое, может узнавать себя и близких на фотографии. У него хорошо получается запоминать свойства предметов и использовать их. Он уже знает, что на кнопочки нужно нажимать, крышкой что-то закрывать.

Манипулирование с разными предметами – любимое занятия восьмимесячного малыша. Он начинает понимать местоположение предметов в пространстве, и постоянно с ними манипулирует. Особый интерес у него вызывают игрушки, которые могут раскладываться на множество частей. С удовольствием пытается сложить пирамидку или кубики. Если у него получается – бурно проявляет свою радость. Когда же его постигает неудача, может расплакаться. Также ему нравится складывать предметы в разные емкости, например, кубики или шарики в чашку. Если ребенку показать, как играть с тем или иным предметом, он с удовольствием будет это повторять, при чем даже через день два, без дополнительной подсказки.

Малыш к 8 месяцам жизни становится все более требовательным. Он нередко капризничает, если не удовлетворить его желание, но быстро успокаивается, когда его отвлекают на что-то другое. В этом возрасте появляются страхи. Некоторые дети боятся бытовой техники, громких резких звуков, машин. Они очень неуверенно чувствуют себя рядом с чужими, особенно если мамы нет в поле зрения. Такое эмоциональное состояние требует постоянного присутствия рядом папы и мамы. Не оставляйте ребенка самого с людьми, которых он плохо знает. Вместе с тем, покажите свое хорошее отношение к гостю, это позволит малышу скорее адаптироваться. Бытовую технику можно попробовать включать вместе, демонстрируя карапузу, что она совсем не страшная.

Если подбить итог умственных и эмоциональных навыков у малыша 8 месяцев, получится следующее:

  • У ребенка активно развивается память
  • Он хорошо манипулирует предметами, понимает их положение в пространстве
  • Становится требовательным, проявляет характер
  • Настороженно относится к чужим
  • У малыша появляются страхи, он нуждается в постоянном присутствии родителей.

Чтобы ум и эмоции ребенка развивались нормально, в доме должна быть спокойная атмосфера. Это даст младенцу чувство уверенности и позволит быстрее осваивать окружающий мир.

Уход за восьмимесячным малышом

Кормление ребенка в восемь месяцев уже смешанное, он получает в качестве прикорма овощное и фруктовое пюре, кашу, мяско. В этом возрасте начинают вводить мясной бульон. Все блюда прикорма должны быть протертыми, даже если у малыша уже есть зубки, у детей еще плохо развиты навыки жевания. Желательно давать младенцу продукты, которые редко вызывают аллергию. Это кабачки, шпинат, морковка, огурчики, картошка, капуста цветная и брюссельская. Из каш подойдут рисовая, гречневая, кукурузная, ячменная. Из меню нужно исключить цитрусовые, красные ягодки, помидорчики, сою, ни в коем случае нельзя давать шоколад. Смесь или грудное молоко дают 2-3 раза в день, остальное кормление заменяется прикормом. Если ребенок часто просыпается ночью из-за перевозбуждения, можно сохранить еще одно ночное кормление.

Одежда грудничка должна быть удобной для активных игр и ползанья. Не покупайте ребенку слишком большой размер на вырост, чтобы он не запутался в своих одежках, и не упал случайно. Не следует малыша кутать, пусть немножко закаляется. Надо только следить, чтобы пол был не очень холодным и чистым. Лучше, если на полу будет дерево, ковролин, а не плитка. Подгузники нужно менять регулярно, некоторое время ребенка можно подержать без них. В это время можно понемножку приучать кроху к горшочку. Стул у нее уже сформирован, и мама по поведению может проследить, когда она хочет какать. Не следует ждать быстрого результата, пока это для ребенка только игра и вырабатывание условного рефлекса.

Купание и общая гигиена в 8 месяцев не особенно изменяются. Ребенок дальше нуждается в ежедневных ваннах. Водные процедуры уже давно превратились для него в игру, так что принимает он их с удовольствием. В ванной он хватает резиновые игрушки, «топит» их и смотрит, как они всплывают, щипается, кусается, брызгает водой и радуется, когда мама станет мокрой. После смены подгузника нужно тщательно очищать кожу. Важно правильно подбирать детскую косметику, чтобы не возникало опрелостей. Внимательно следите за кожей, особенно если ввели в рацион новый продукт, мелкие высыпания, покраснение, могут быть проявлениями аллергии.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

Как развивать ребёнка правильно, чтобы он не переутомился и получал от занятий удовольствие? Прежде всего нужно следить за его реакциями. Если малыш радуется всему, что вы ему показываете, значит можно смело продолжать. Когда он теряет интерес, лучше оставить его в покое. Ребенок очень активен, потому специальная гимнастика ему не понадобится. Попробуйте установить в детской комнате специальную безопасную горку, по которой карапуз сможет карабкаться. Переведите ребенка в вертикальное положение, поддерживая его под мышками, учите понемножку ходить. Можете купить специальные ходунки на колесиках, если есть место. Не забывайте подбрасывать и кружить малыша, для развития вестибулярного аппарата. Перед сном сделайте легкий успокаивающий массаж.


    Развитие ребенка по месяцам. Ребенку 8 месяцев. Почему он начал капризничать?