Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей "экологическое воспитание в семье" Анкета для родителей в детском саду по экологическому воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье».

Цель проведения анкетирования . выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Примерная тематика бесед и консультаций

с родителями по экологическому воспитанию.

1. Не причиняя вреда природе. Обговорить правила поведения в природе.

2. Пусть цветут травы! Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.

3. Поклонись ягодке. Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.

4. Крылатые доктора. Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой, каким кормом можно кормить.

5.Сокровища леса. Роль леса в жизни человека, что человек получает от леса, как вести себя в лесу помощь человека лесу.

6. Ядовитые растения. Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.

Примерная тематика ширм

для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека о комнатных растениях.

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам о птицах.

8. Наши друзья насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы земной красы начало.

13. Первоцветы вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения : круглый стол.

Участники : родители, педагог.

Цель .

Повышение уровня экологической компетенции родителей; формирования правил экологически правильного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи.

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию .

Подготовить анкету и провести анкетирование родителей. Оформление выставки работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!» Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания.

Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда пойдёшь ты, наконец,

О человек, венец природы, что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегулирования. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев - выдохни, вдохни, я птица - выдохни, вдохни, я камень - выдохни, вдохни, я цветок - выдохни, вдохни, я спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купальница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов:

Воспитатель:

«Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была у нас богаче…» (Л. Сорокин.)

План работы с родителями по формированию экологической

культуры участников образовательных отношений.

Месяц

Форма проведения

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии.

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Диагностика, анкеты.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

Фотоматериалы об летнем отдыхе.

Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.

Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик.

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе».

Выставка работ «Дары осени».

Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Консультация.

Выставка детских поделок.

Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Ноябрь

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек.

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края.

Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке.

Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек.

Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Декабрь

Создание фотоальбома «Город зимой».

Природоохранная акция «Сохраним ёлочку - красавицу!»

Привлечь родителей к природоохранной деятельности.

Фотографии любимых мест в родном городе.

Проведение конкурса «Необычная ёлочка!»

Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Активное участие родителей в акции.

Январь

Оформление ширмы «Празднование Нового года».

Консультация «Зимние травмы».

Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года.

Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей.

Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката.

Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий.

Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях.

Февраль

Семинар – практикум в царстве лекарственных трав. «Фитотерапия».

Обмен опытом.

Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.

Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании детей в зимний период.

Система оздоровления детей в ДОУ.

Лекарственные растения – средство оздоровления.(Фитотерапия.)

Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом.

Повысить уровень компетентности родителей.

Март

Родительское собрание.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе».

Познакомить родителей с правилами поведения в природе.

Оформление фотовыставки «Природа молит о помощи!»

Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе.

Знакомство с напоминающими знаками.

Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей.

Апрель

Выставка работ «Весна – красна».

«Как провести выходной день с детьми?»

Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка.

Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ.

Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом.

Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком.

Анкетирование

Заседание клуба «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений.

Подвести итог работы за год.

Диагностика.

Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт.

Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей.

Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми.

Конспект заседания клуба по интересам «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Помните игрушкус зеркальными пластинками и цветными стёклышками? Чуть повернёшь – новый узор. А как хочется разгадать секреты волшебного разноцветия!

Вот и мы составили свой калейдоскоп, рассыпали на страничках «цветные стёклышки» совместных с родителями и детьми проектов. Сегодня мы рассмотрим их, чтобы затем собрать свой «узор», который выльется в создание журнала «Экомир моей семьи», который, в свою очередь, является заключительным этапом, подводящим итог кропотливой работе по теме «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса».

Каждый мини проект, каждая экологическая акция, прошедшая за истекший год – это маленький шажок на долгом пути к формированию экологической культуры, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Цель всей нашей работы заключалась в том, чтобы начать формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений, как детей, так и вас, уважаемые родители. А в основу нашей работы был положен метод проектирования, который подразумевает совместную с детьми деятельность и включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников и формирование единой экологически-воспитывающей среды «ОУ – семья ребёнка».

Основной задачей нашей совместной работы стала задача формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса посредством проектировочной деятельности.

На протяжении долгого времени мы все вместе с вами и детьми собирали различные материалы не тему экологии, которые можно рассмотреть на оформленных стендах.

Давайте вспомним, какие материалы, сообщения, фотографии были вами собраны, какие темы легли в основу ваших сообщений. (Ответы детей и родителей).

- о природе, о питании, о растениях, о животных, о спорте, о совместных с родителями походах и прогулках.

Верно. А ещё есть такое понятие – ЭКОЛОГИЯ. Что, по- вашему, оно означает? (Ответы родителей.)

Вы правы! Так вот, экология – это наука, которая появилась ещё в 19 веке и должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания пригодной для существования, для жизни.

Основными направлениями этой науки являются:

1. Изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом, то есть ВСЁ связано со ВСЕМ.

2. Рассматривает взаимоотношения людей и природы.

3. Изучает и разрабатывает способы охраны природы.

А как вы думаете, ребята, чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей.)

Правильно! В переводе с греческого «ЭКОЛОГИЯ» - это наука о доме. Вот поэтому и собранные вами материалы посвящены дому, отношению взрослых и детей, их деятельности.

Журнал, который мы сегодня создадим, называется «Экомир моей семьи». Это название включает в себя следующие понятия: (См. приложение.)

  • Вкусно, полезно, красиво. 1. Как питается ребёнок
  • Природа в вашем доме. 1. Какое место занимает природа в вашем доме?
  • Экологическая тропа сем ьи.1. Экологическое краеведение.
  • Экология души. 1. Как отзывается на контакты с природой?

2. Что значит экологически чистый продукт?

3. Что вредно, что полезно?

2. Как часто семья выезжает на природу?

3. Природа в духовной жизни общества, общение

с природой.

2. Туристические умения и навыки.

3. Каждая тропинка – экологическая.

2. « Чистая душа» - что это такое?

3.Можем ли мы помочь природе?

* Экология начинается с улыбки.

1. Как избежать ссор и конфликтов?

2. Есть ли в семье свои традиции?

3. Знаете ли вы свои корни?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на «редакторские» группы, каждая из которых будет работать над своей страничкой. Каждая страничка имеет своё название.

1. Овощи и фрукты – полезные продукты.

2. Стёжки – дорожки.

3. Уши, лапы и хвосты.

4. Полезные советы.

Очень хорошо! Мы теперь знаем, какие материалы войдут в наш журнал. Но, скажите, пожалуйста, почему странички называются именно так? (Ответы родителей.)

Практическая часть.

Дорогие друзья, а сейчас мы начинаем работу непосредственно над журналом. Участники каждой из групп, посовещавшись, отберут нужные материалы и вместе с детьми приступят к вёрстке журнала.

(Дети принимают активное участие в работе родителей.)

Дорогие друзья, работа редакторских групп завершилась и ответственные редакторы сейчас нам представят свои странички, расскажут какие фотографии и заметки они разместили и почему.

(Выступление ответственных редакторов и всех участников группы.)

После того, как все странички будут представлены, верстается весь журнал.

А сейчас мне бы хотелось подвести итог нашей с вами работы. Как вы считаете, раскрывает ли название нашего журнала тему всей нашей большой работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений?

Докажите нам это.

(Взрослые делают вывод. Дети помогают родителям, рассказывают о том, что тема была раскрыта, что Экомир семьи - это благополучие, чистота, здоровье, дружба, взаимопомощь и ещё многое другое. Далее дети рассказывают как они вместе с родителями собирали материалы о здоровой и полезной пище, о пользе прогулок, о походах на природу, о пользе занятий спортом с детства, о животных и растениях в нашем доме.)

Молодцы, ребята ну и, конечно же, наши уважаемые родители! Я думаю, мы вместе с вами справились с общей задачей. И в заключении хочу сказать следующее:

Экология начинается с улыбки, и я желаю

Встречаясь с людьми – улыбайтесь!

Выезжая на природу – улыбайтесь!

Встречая красоту – улыбайтесь!

Играя со своими четвероногими друзьями – улыбайтесь!

И идите по жизни с улыбкой!

На этом заседание нашего клуба закончено. Я выражаю вам огромную благодарность за ваше сотрудничество, за активное участие в жизни группы, за помощь в формировании экологической культуры наших малышей и надеюсь на наше дальнейшее тесное взаимодействие.

Ольга Александровна Рябцева
Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольнико в»

Уважаемые родители !

Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей , педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию .

Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

Да Нет Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология , что она изучает, чем занимается?

3.. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (городского округа, поселка?

Да Нет Не знаю

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (городского округа, поселка) чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Да Нет Не знаю

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

Да Нет Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье ?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами

Чтение художественной литературы природоведческого содержания

Другие формы___

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

Высокий Средний Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

Да Каким образом? ___

9. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ___

10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе (детском саду?___

11.. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ? ___

Анкета для родителей по экологическому воспитанию

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования:
Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
10. Слушайте ли вы песни экологического направления?

«Экология и курение»
1. Сколько членов вашей семьи курят?
2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?
3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?
4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?
5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

«Воздух в нашей квартире»
1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:
а) чистый, б) грязный, в) не знаю
2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?
3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.
4. Сколько у вас комнатных растений?
5. Часто ли вы проветриваете помещение:
а) регулярно, б) изредка, в) не обращаю на это внимания
6. Как часто вы делаете влажную уборку:
а) каждый день, б) раз в неделю по выходным, в) другие варианты...
7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:
а) мебели б) обоев в) ковров
8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?
9. Как очищаете воздух в квартире?

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Приложение 8

АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

воспитателя МБДОУ д/с-к/в №7

Жучковой Валентины Сергеевны

АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?______________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами

Чтение художественной литературы природоведческого содержания

Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

Средний

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников__________________________

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? __________________________________________

Благодарим Вас за участие!

Опросник для родителей по экологическому воспитанию

1. Что для вас экологическая культура?

система экологических знаний

ответственное и бережное отношение к природе- чувство сопереживания, забота о судьбе планеты

затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?

да, считаю необходимым

экологическое воспитание должно осуществляться только в школе- затрудняюсь ответить

3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?

провожу беседы на экологическую тему

подаю личный пример – совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.

совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче- совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.

не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.

Опросник для родителей

«Насколько вы ко мпетентны в вопросах экологии?»

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

ФИО____________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _________________________________________________________________________________________

2 Заинтересованы ли вы в воспитании экологической культуры вашего ребенка? _________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?________________________________________________________________________________

4 .Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________________________________________________

5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_______________________________________________________________________________

6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у вас дома книги о природе и читаете ли вы их своим детяи?___________________________________________________________________________________

8. Знает ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?__________________________________________________________________________________

9. Смотрите ли Вы с ребенком диафильмы, слайды, телепередачи о природе?_________________________________________________________________________________

10. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?__________________________________________________

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_____________________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________________________________________________

13. Нужно ли это делать? ___________________________________________________________________________________________

14. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)_____________________________________________________________________

15. Кто должен учить вашего ребенка бережному отношению в природе?__________________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по

экологии?__________________________________________________________________________________

17. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ____________________________________________________________________________________________

18. Ваши предложения, пожелания по экологическому воспитанию детей. ____________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 3.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья - насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар - это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы - земной красы начало.

13. Первоцветы - вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Приложение 4.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

Оказывает ли общество влияние на природную среду?

Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приложение 5

Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий . У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

Из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

Из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

Из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.