Когда отпускать ребенка на волю. Когда можно оставлять ребёнка одного дома? Оставление ребенка одного дома по закону

Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...

Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.

Как понять, что ребенок уже способен оставаться дома сам?

Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.

Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?

  • Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
  • У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
  • Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
  • Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.

Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?

Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.

Что это означает на практике?

Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.

Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?

Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:

  1. Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
  2. Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.

Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:

  • Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
  • Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
  • Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?

Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.

  • Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
  • Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
  • Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
  • Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
  • Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…

Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!

Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?

Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.

Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.

Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?

Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.

  1. Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
  2. Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
  3. Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
  4. Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
  5. Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
  6. Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?

Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.

Как подготовить ребёнка?

Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.

Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.

Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:

  • Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
  • Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
  • Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
  • Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.

Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.

Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.

Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.

Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?

  1. Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
  2. У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
  3. Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
  4. Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
  5. Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
  6. Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).

Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.


Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: "Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?"

Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было...

Какой он - вкус самостоятельности

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. Согласитесь, рано или поздно все равно настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла. И начинать лучше с 5-6 лет. Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.

Первый раз - он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".

Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят - первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее ребенок, и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш ребенок еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство - это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, дети, как правило, играют с "взрослыми игрушками", подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость. Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: "Чем я теперь буду красить губы?" с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам. А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.

Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Комментировать статью "Один дома: когда оставлять ребенка одного"

Очень грустно читать такие стать вроде этой. какие в 6 лет попытки оставлять одного ребенка, ребенок в 6 лет уже в школу идет, а вы только термосы открываете и что то пытаетесь научить делать. скажите пожалуйста а как же детские садики и дошкольные учереждения как с ними быть? как там ребенка одно оставлять? вообщем самое обидное что вас читают и принимают ваши "мнения" на вооружение

01.11.2008 11:20:24, папа Сергей

У меня двое малышей. Дочери 8лет, сыну - 5. Несмотря на то, что дочь старшая, сын кажется намного самостоятельнее. Он подолгу может занимать себя не требуя внимания взрослых. Дочь же наоборот, постоянно контролирует нахождение в поле зрения папы или мамы. До сих пор стараемся не оставлять их одних. Был один случай, отлучился папа на 5 мин. (мама была на работе, а папа бегом за молоком во двор) младшему было 2 года, он спал крепким сном, а дочь увлеченно смотрела мультфильмы. Результат: Подойдя к двери по возвращении папа услышал дикий рев в 2 голоса. Судорожно отпер дверь. Дочь стоит в ванной, холодной водой смывает кровь с головы. До ванной кровавая дорога из гостинной. Младший тут же возле ванной, тоже в истерике. Оба ревут дико. Картина маслом из фильмов ужасов.Как было дело: только папа за дверь, сын проснулся, начал просить пить у сестры, она не поняла его или отвлекаться не хотела от мультиков. В руках у ребенка оказался стакан, довольно тяжелый. Многократно повторив просьбу сестре и не получив попить ребенок запустил стакан в ее сторону. На беду метко попал ей в голову в кровеносный сосуд.
Мы с мужем после этого случая заработали фобию, до сих пор боимся оставлять детей одних. Даже на короткое время.

08.09.2008 12:37:53,

У меня двое 4 и 2,5, оставить могу только на 10 минут пулей домой, если ооооочень надо в магазин, он на углу дома. У меня 2 страха: что они полезут на балкон, открывать уже старший может и что я могу застрять в лифте и тогда это затянется не на 10 минут. Очень редко оставляю, в основном везде с с собой таскаю.

22.05.2008 21:45:28, Катя

Всего 79 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Один дома: когда оставлять ребенка одного":

Что одинаково законно(незаконно), что и оставлять их одних, ну с точки зрения буквы закона.... Но ИМХО, на неделю или на сколько там ТС хочет уехать совершенно спокойно можно детей оставить дома.

А с 1 января это будет узаконено. Видео: [ссылка-1] Этой осенью участились обращения в РВС от родителей из Москвы с жалобами на бесцеремонное поведение социальных служб. На основании простого доноса недоброжелателя они грубо врываются в квартиру, начинают придираться к обстановке, искать повод заявить об “угрозе для ребёнка”. При этом заявляют о своём праве регулярно посещать семью, которую они “ставят на контроль”, угрожают отобранием детей, а в нескольких случаях действительно детей...

А раньше ребенок один дома оставался? Здорового я бы спокойно оставила, а вот больного, вряд ли. Был не очень приятный опыт, когда оставила ребенка 8 лет с температурой.

Это что, правда, что кругом оставляют одних детей дома??? Вот уде во второй теме читаю и у мен внутри все кипит! Но на мои попытки негодования сразу замодерили, а другие участники конфы сказали что нефиг судить...

В одном сообществе на другом сайте идет обсуждение, что на основании акта об оставлении в роддоме можно усыновить ребенка сразу. попросила Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, может быть осуществлено в...

А вот дальше сложнее - если муж не хочет оставаться дома в новогоднюю ночь, то оставлять его силком смысла никакого - всё равно хорошо не будет. Пусть идет к друзьям со 2 на 3. Иначе это нечестно - бросать жену один на один с ребенком.

Чем ближе 10 августа, тем страшнее, что дети решат жить с супом, и я останусь совсем одна... В выходные были втроём в своём недостроенном загородном доме, протоптали тропинки в бурьяне, покачали воду, чтоб скважина не заилилась, шашлык пожарили, поиграли в шашки и дартс, с погодой не повезло... Пытаюсь с ними побеседовать, выяснить их настроение, младший говорит: "как старший брат решит, так и я"... Старший говорит, что папа ему обещал "выкупить у мамы её долю, довести до ума этот дом, если...

И каждый родитель сам принимает решения, с какого возраста можно оставить ребёнка одного дома. Звонки постоянные мне и ни на шаг от него. Мне это надоело уже. Один дома не остаётся...почему не объясняет...

Раздел: Родительский опыт (можно ли оставить 2-х месячного ребенка на полдня). Почти три года уже сижу дома,никуда не выходя далеко от малышей,первому год 11мес,второму 2мес:-(Хочется куда-то выйти... Собирала молоко в одну бутылочку, оставляла на какое-то время...

Назрел серьезный вопрос: А когда вы стали оставлять своих детей -подростков одних дома на 1 -2 дня с ночевкой? Мы вот в этом году уже 2 раза вынуждены были дочку 13,5 лет оставить одну дома (ночует с подругой из хорошей семьи)...

Одного ребенка с серьезными поведенческими проблемами перевели на и индивидуальное обучение. С ним занимается завуч три-четыре дня в неделю индивидуально, но не дома, а в школе, в ее, завуча, кабинете. в общем - проконсультируйтесь со специалистами, навено. я бы...

посоветуйте как быть: хотим скататься на море в сентябре. мальчику будет 1 ,2года. муж хочет отдохнуть и чтобы я отдохнула (растем без бабушек, никто особо не помогает), т.е. оставить ребенка дома. с двумя бабушками (одна приедет издалека...

Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Можно ли оставлять ребёнка школьного возраста дома одного? А почему нет? А насколько? Мы попросили женщин поколения, выросшего “с ключом на шее”, высказать своё мнение.

И попросили присоединиться всех желающих. Включая одну бывшую инспектора по делам несовершеннолетних – для полной картины.

В десять – да, в тринадцать – нет

В Германии по закону до 12 лет нельзя оставлять, например. Больше сказать ничего конкретного не имею. Всё очень сильно зависит от самого ребёнка. У моего сына в развитии такие скачки были и откаты, что в 10 могла бы оставить, а в 13 боялась через дорогу пускать одного. У него тогда как будто в мозгу что-то щёлкнуло, от гормонов и стресса многие социальные навыки отключились, когда дорогу переходил, даже по сторонам не глядел. То есть в восемь сам бегал в магазин, а в тринадцать его в школу отводил папа чуть не за руку.

Вигвам

Всегда спокойно относилась к тому, чтобы оставлять ребёнка дома одного. Стало немного не так спокойно, когда узнала историю подруги: та оставила дома четырнадцатилетнюю дочь с более мелким племянником, и племянник устроил себе вигвам из одеяла на диване, и в вигваме зажёг костёр. Дочь успела только извлечь мальчишку и выбежать из квартиры, загорелось всё на отлично.

С высоты опыта

Говорю как бывший ребенок, отец и почти дед. Малышей, пожалуй, не стоит, а младших школьников – почему нет? Если, конечно, они вменяемы и не сожгут себя вместе с домом.

Жена рассказывала, как приходила с младшими братом и сестрой с первой смены, а их мама отправлялась в другую школу, учить во второй смене. “Дети!..” – “Да, мамочка, к печке не подходить”.

Что касается длительного отсутствия, то здесь все индивидуально. Но чем оставлять дитя на три дня, лучше сплавить его кому-нибудь.

Но дети должны быть соответствующим образом просвещены. Как сейчас помню: лет в пять я играл в пылесос стерженьками от конструктора. Сунул их в розетку, держа двумя руками. Хорошо, напряжение тогда было 127 вольт. И мама дома была. А второй раз, тоже примерно в том же возрасте – нашел бенгальские огни. Зажег один. Уронил на пол. И решил залить первой попавшейся под руку жидкостью – одеколоном. Впрочем, когда вспыхнуло, не растерялся и огонь затоптал. Но подпалина на паркете осталась. В этот раз дома никого не было.

Заботливый сынок

Моей дочке 3 с половиной года. Одна она никуда не залезет и ничего не натворит. Но может испугаться… И от переживаний потом даже заболеть. А я в таком возрасте запросто одна оставалась. Тихонько сидела и играла, мне дома было лучше, чем где бы то ни было с кем бы то ни было.

Моего брата оставляли одного рано. Эти две истории были до моего рождения, значит, ему не было еще 2 лет 8 месяцев. Он решил позаботиться о семье и нагреть всем воды для мытья (в доме была только холодная вода) и включил кипятильник в пустом ведре… В другой раз решил напечь всем печенья. Напек. Оно было горелое, в кухне был ужас, но печенье, по слова мамы, было вкусное.

Моя крестница с пяти лет сама себя обслуживает, ничего не боится, и спокойно остается одна. В 6 лет первый раз осталась одна дома ночью. Мать со старшей поехали на бесплатную “ночь в музее”, а малая была дома, никаких проблем. Максимум, что могло случиться – это пригоревшая яичница. Но там плита с суперзащитой, и пожара не случится.

Пуговички

Мой отец родился в 38-м, стало быть это накануне войны как раз было. Или даже до эвакуации, отец – ноябрьский. Последнее объясняло бы, почему некому было приглядеть – другие заботы.В общем, в три года его оставляли одного. У бабушки была работа напротив, она из своего окна видела окно с сыном. Малыша оставляли с пуговицами, он сидел и их перебирал. Мне даже показывали в Малоярославце, где были эти два окна…

Творожок

Стала оставлять дочку с 9 лет (сейчас ей десять). Сначала минут на 15 – до магазина и обратно. Волновалась жутко! А потом потихоньку на подольше и на подольше… У нас в США законы строгие, надолго до 13 лет оставлять нельзя, но часа три она прекрасно дома сидит – и уроки сама делает и даже однажды ужин мне приготовила! На ночь я пока не стала бы оставлять – боязно. Думаю лет в 15 можно будет, но посмотрю что там вырастет.

Меня с 4-х лет где-то на полдня одну оставляли. Одно из ярких воспоминаний детства – как мама перед работой показывает на будильник и объясняет, что когда большая стрелочка будет тут а маленькая вот тут, надо подойти к холодильнику и съесть творожок.

Одна дома

Дочь моих знакомых в 12 лет сидела одна дома, лежала с ангиной, когда все уехали праздновать на дачу. Смотрела в постели мультики с телефона в темноте и одном наушнике. В квартиру кто-то зашёл, и она сначала решила, что это родители вернулись, но потом поняла, что там – чужой человек. Написала смс-ку родителям, схватила со стены декоративную катану и затаилась. Когда грабитель в её комнату зашёл, стала со всей дури без перерыва бить его катаной по голове, пока он не перестал пытаться вставать. В общем, мужика повязали вызванные родителями менты. Что могло быть, если бы девочка спала или была не так находчива, можно только представить.

Комментарий эксперта

Анна С., педагог, бывшая инспектор по делам несовершеннолетних

Дети все разные. Кто-то дома спокойно остается, кто-то истерику устраивает, оставшись без мамы в классе первого сентября, в первый школьный день. Во времена нашего детства (80-90-е) была принята самостоятельность детей, которая и в массовой культуре нашла отражение (см. книжку “Дядя Федор, пес и кот” хотя бы, или передачи “Радионяня”, “Поможем маме”). Дети сами класса со второго, а кто-то и с первого ходили в школу, забирали из детского сада младших братьев или сестер, помогали убираться дома, ходили в магазин, ездили в учреждения дополнительного образования. Сейчас ситуация поменялась. В кружки и секции детей младшего школьного возраста, а также в школу именно “водят”. Одно дело, когда на другой конец города, или вечером, по темноте. Другое – когда школа рядом с домом, а дом детского творчества или музыкалка – за пять остановок, и занятия днем.

Здоровая самостоятельность – необходимый элемент воспитания личности. Самостоятельность допустима только при наличии определенных навыков ориентирования и самообслуживания. Если брать ребенка психически здорового, без отклонений в физическом и психическом развитии, то годам к 8-10 он должен знать свои ФИО, ФИО родителей, адрес фактического проживания, способы добраться общественным транспортом или пешком от места учебы до места жительства. Должен уметь расплатиться в магазине, посчитать с помощью калькулятора сдачу, купить билет в общественном транспорте и воспользоваться им (в местах, где кондуктор отсутствует).

Должен уметь пользоваться микроволновкой и электрочайником, чтобы разогреть себе обед в отсутствие старших дома. По поводу газовых и электрических плит все индивидуально, поэтому я бы здесь не стала делать каких-то предписаний или замечаний. Умеет – хорошо, не умеет – не страшно, вырастет- научится, главное – не затягивать с этим.

Еще ребенок должен полностью владеть навыками личной гигиены, без напоминаний чистить зубы, мыться и причесываться. Да, девочка может не уметь сама заплетать длиннющую косу, которой так восхищаются окружающие, но убрать волосы в хвост должна бы спокойно. Ребенок должен уметь одеться самостоятельно, завязав все шнурки и застегнув все пуговицы.

А еще ребенок должен знать, куда нужно звонить, если произошла экстренная ситуация. Телефоны пожарной охраны, скорой, полиции должны ВСЕГДА у ребенка быть в памяти, тем более сейчас номер единый. На эту тему с ребенком необходимо говорить, не пугая, но правдиво рассказывая, в каком мире мы живем и что может случиться.

По поводу оставлений дома. Если мама уходит на дежурство на ночь, то я бы не советовала оставлять чадо, не достигшее 14 лет. Хотя бы потому, что ребенок может испугаться, а чувство защищенности ему необходимо. Лучше попросить остаться кого-то из взрослых. Если мама с работы приходит поздно, хорошо, если она будет звонить и сообщать, где она находится, а так же во сколько примерно будет дома.

Оставить можно, как мне думается, часов на 5-7 спокойно. Оставляет же мать ребенка одного в школе. Придя домой, ребенок должен находить там покушать.

И еще по поводу самостоятельности. Ситуация. Пришла мать с работы в 11 вечера, и садится с дитем уроки делать, до двух часов ночи. Какое отношение будет у ребенка к учебе, маме? Ничего хорошего в конечном итоге. Я за то, чтобы по мере сил приучать ребенка делать уроки самостоятельно, чтобы родители их только проверяли и помогали, а не все полностью проделывали вместе с дитем. Тогда и оставить одного проще.

Подумайте также, чем будет ребенок заниматься в ваше отсутствие. Ну, уроки выучит, сделает себе бутерброд и погреет котлеты, посмотрит телевизор, а дальше? Это уже на ваше, мамы, усмотрение. Вы ваших детей лучше знаете.

Оставлять детей одних и уезжать в другой населенный пункт категорически не советую. Случиться может все, что угодно. Элеметарно: дети часто боятся долго быть одни. А тут получается, что мама пусть по делам, но уехала, и делай что хочешь. А вдруг скорая помощь понадобится? А вдруг ребенок случайно затопит соседей (трубу прорвать может, например), понадобится срочно войти в квартиру аварийным службам – и что делать тогда? Представляете, какой для ребенка стресс может быть? Это самые грубые примеры.

А на хозяйстве оставлять в разумных пределах можно и нужно. Хоть и на полдня.

Фото: Shutterstock
Текст: Лилит Мазикина

Российское законодательство

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Кроме того, на совести беспечных родителей случаи, когда дети страдали и даже погибали от рук маньяков и насильников.

Статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, "если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев; оно наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев; либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Несмотря на то, что эта статья в принципе подходит для наказания беспечных родителей, на практике она почти не действует. Юристы говорят, что на скамье подсудимых практически никогда не оказываются родители, оставившее малыша без присмотра на детской площадке.

Согласно статье 125 УК РФ ("Оставление в опасности") , заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству , старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, ‑ наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо арестом на срок до трех месяцев; либо лишением свободы на срок до одного года.

Мировой опыт

В США действует система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system). Чаще всего американские семьи сталкиваются с этой системой после того, как на них подают жалобы на насилие над ребенком или на оставление ребенка без присмотра, непредоставление ребенку достойных условий проживания и пр.

Совокупность действий родителей называется "дурным обращением с ребенком"(child mistreatment) ‑ это действия родителя/родителей или опекуна (няни, воспитателя, учителя и пр.), которые привели к смерти, серьезному физическому или эмоциональному ущербу, к эксплуатации ребенка, либо к возникновению риска для жизни и здоровья ребенка. Непринятие действий, которые могли бы предотвратить ущерб ребенку, также считается "дурным обращением". Специальные государственные агентства, контролирующие действия взрослых, не вмешиваются, если ребенок пострадал в результате действий посторонних людей ‑ этого рода преступниками занимаются правоохранительные органы.

В разных штатах США действуют различные законы и правила по защите детей. Соответственно различаются и методы применения этих законов. Однако во всех штатах любой человек имеет право сообщить соответствующим органам (как правило, полиции) о своих подозрениях в отношении дурного обращения с детьми

Детей, которым угрожает серьезная опасность, направляют в приют, к родственникам или отдают под опеку другой семьи на время расследования и суда. В менее серьезных случаях за провинившимися родителями устанавливается наблюдение, причем родители обязаны пройти обязательные консультации с психологом.

Большинство детей, которые были отобраны у беспечных родителей, переселяются к родственникам или в семьи опекунов (те получают государственные пособия на ребенка). Если это невозможно, дети попадают в детские дома и дома для совместного проживания "трудных" и бездомных подростков (для их обозначения используется термин "групповые дома"/group home).



КУЛЬТУРА

Первый прикорм: что, когда, сколько?

Первый прикорм: что, когда, сколько?

Первый прикорм: с чего начать? Полезные советы и информация для родителей Первый прикорм: с чего начать. Правильное питание с первых дней жизни младенца – залог его здоровья на протяжении всей...
Вяжем комбинезон для малыша спицами - мк Нарядный комбинезон “Умка” для малыша

Вяжем комбинезон для малыша спицами - мк Нарядный комбинезон “Умка” для малыша

Пряжа - кавказская троечка, ушло примерно 400 грамм, размер - до 6 месяцев. Описание Набрать на спицы белой нитью 30 петель и вязать 8 см. резинкой 1х1. Перейти на голубую нить и в первом...
Именная гирлянда с развивающими игрушками из фетра Фетровые буквы выкройка

Именная гирлянда с развивающими игрушками из фетра Фетровые буквы выкройка

Кроме сказочного удовольствия от процесса творения из фетра, можно также получить огромную пользу, создав познавательные вещи для своего малыша. Развитие мелкой моторики занимает самое важное место...
Воры ценностей русских самодержцев: откуда у Елизаветы II диадема русской императрицы?

Воры ценностей русских самодержцев: откуда у Елизаветы II диадема русской императрицы?

24 марта 2014, 14:10 До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых...
Схемы и подробные описания вязания круглой кокетки крючком Вязание крючком для детей круглая кокетка платья

Схемы и подробные описания вязания круглой кокетки крючком Вязание крючком для детей круглая кокетка платья

Немного о круглой кокетке для детских платьев, связанной крючком. АВТОР: maxi В этой статье я рассмотрю один вариант круглой кокетки крючком, на самом деле их множество. На внешний вид круглой...
Гардероб вязание спицами варежки с жаккардовым норвежским узором пряжа

Гардероб вязание спицами варежки с жаккардовым норвежским узором пряжа

Размеры: отличающиеся данные для больших размеров приведены в скобках и, соответственно, за скобками. Вам потребуется: пряжа (100% шерсти; 120 м/50 г) -200 (250) 300 г зеленой и 150 (200) 200 г...
Самый простой новогодний костюм для мальчика своими руками Как одет гном

Самый простой новогодний костюм для мальчика своими руками Как одет гном

Ботиночки для Петрушки или гномика, которые легко сшить и дополнить образ сказочного героя. Далее пошаговый мастер-класс с фотографиями как сшить обувь для Петрушки или гнома. Нам...
История летоисчисления: лунный календарь

История летоисчисления: лунный календарь

Лунный календарь является самым древнейшим. В одних источниках создание лунного календаря приписывается древним шумерам (IV-III тысячелетии до н.э) - жителям древней Месопотамии, расположенной на...
Красивые туфли на каблуках Красивая обувь для девушек на каблуке

Красивые туфли на каблуках Красивая обувь для девушек на каблуке

И мужчинам, и женщинам сложно оставаться равнодушными при виде обуви на шпильке. Первые уверены, что эта деталь добавляет очарования и сексуальности, а вторые возлагают на нее функцию моделирования...
Павел Те: «Мой ключевой проект — это семья Ольга карпуть муж павел те

Павел Те: «Мой ключевой проект — это семья Ольга карпуть муж павел те

Владелица и основатель концепт-стора и первого кафе функциональной кухни в Москве «Кузнецкий мост 20», Ольга Карпуть отлично совмещает любовь к активному и здоровому образу жизни с рождением и...