«Электроприборы». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Вид: познавательное.

Тема: “Знакомство с огнем”.

Возраст: 6-7 лет.

Группа: подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповое помещение.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Посадка детей: Сидят на полу, на подушечках, в центре обруч и маленький столик.

Литература: Программа “Школа 2100”. Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6) .

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с ОНР «Государственная символика России»

Программные задачи:
Закрепление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине, о государственной символике страны.
Формирование простейших географических представлений о необъятной России.
Формирование уважительного отношения к государственным символам России.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее истории и культуре.
Развивать грамматически правильную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
Материал:
Глобус, карта России, изображения символов государства (герба и флага, раздаточный материал для дидактических игр, аудиозапись гимна страны.
Предварительная работа:
Чтение К. Ушинский «Наше Отечество», разучивание песен о России, пословиц и поговорок. Рассматривание глобуса, карты. Беседа о достопримечательностях столицы, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей с столу.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня на столе? Кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей, а это географическая карта нашей страны – России.
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны и цветы.
Страны все и все народы,
И конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем. (В. Орлов)
Воспитатель . Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Есть страны большие, есть маленькие. Ребята, а в какой стране живем мы с вами?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, у нашей страны удивительное и красивое звучное имя – Россия Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (воспитатель показывает указкой границы страны, а затем дети сами показывают границы России). А какая Россия по величине?
Дети. Большая, огромная.
Воспитатель. Правильно. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней. Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Вот такая большая страна.
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»?
Дети отвечают.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правы. Потому родная, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, в ней все для нас родные. Здесь жили наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы. А еще мы называем ее Матушкой – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Воспитатель. Россия – это государство. А кто из вас знает, как называется столица нашего государства?
Дети отвечают.
Воспитатель. Верно, Москва. Ребята, а что вы можете рассказать о Москве?
Дети отвечают.
Воспитатель . Да, ребята, Москва–самый большой в России и очень красивый город. Сердце Москвы–Красная площадь и древний Кремль. (Рассматривание картинок и иллюстраций). В Кремле работает наше правительство и президент. Президент–самый главный человек в нашей стране. А кто из вас знает, как зовут нашего президента? Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, Владимир Путин. У каждого государства, ребята есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? Да, это герб, флаг и гимн. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (Показывает флаг). У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого свой цвет и рисунок. Ребята, а что вы можете рассказать о флаге России?
Дети отвечают, называют цвета белый, синий, красный.
Воспитатель. Верно, это прямоугольное трехцветное полотенце.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Воспитатель. Что напоминает вам белая полоса?
Дети. Белоствольные березы, ромашки, облака, снег.
Воспитатель. Верно, а еще она означает, что наше государство честно и дружелюбно относится к другим стран Воспитатель. А что означает синяя полоса?
Дети. Реки, моря, озера, небо.
Воспитатель . Правильно, а еще она означает. Что Россия против войны. Что означает красная полоса?
Дети. Огонь, тепло, солнце, любовь.
Воспитатель . Правильно, этот цвет говорит нам, что каждый россиянин готов защищать свою Родину от врагов. Ребята, а где и когда можно увидеть российский флаг?
Дети отвечают.
Верно, он развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, его можно увидеть на военном параде и спортивных соревнованиях.
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Пальчиковая гимнастика. ФЛАЖОК.
Сложи-ка, дружок,
Из пальцев флажок!
Флажок мы возьмем,
На праздник пойдем.
Дидактическая игра «Сложи флаг» (из маленьких деталей) .
Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Никто не ошибся. А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
На параде,
Как солдаты мы шагаем, ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Воспитатель . Есть у нашей страны еще один государственный символ. Кто знает, что такое гимн? Правильно, гимн – это главная песня страны. Если флаг мы видим, то гимн слышим. Торжественная песня, славящая нашу Родину – Россию, звучит в особенных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио. А кто знает, как надо слушать гимн?
Дети отвечают.
Воспитатель Да, государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Музыку гимна написал композитором А. В. Александров, а слова поэт С. В. Михалков. Давайте и мы с вами послушаем гимн стоя. (прослушивание гимна) .
Воспитатель Ребята, а какой еще очень важный государственный символ России вы знаете? Верно, это герб России? Давайте его рассмотрим и попробуем описать. Герб-это особый отличительный знак государства. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. На груди орла помещен герб Москвы. Ведь Москва – столица России. Это тоже темно-красный щит с изображением на нем всадника – Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея. Ужасный змей – это символ зла, поэтому герб России означает красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб можно увидеть на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах.
- А теперь давайте поиграем и проверим, как вы запомнили изображение герба.
Дидактическое упражнение «Сложи герб России».
(Выполняется методом наложения) .
Воспитатель. Молодцы, вы с заданием справились
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
И. п. : стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх, хорошо потянуться,
подняться на носки

вдох, опустить руки вниз,
опуститься на всю ступню

выдох.
На выдохе произнести «ух-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
Воспитатель . Ребята вы сегодня узнали много нового, надеюсь, вам понравилось. На сегодняшнем занятии мы говорили с вами о нашей Родине – России. И мне очень хочется, чтобы вы когда вырастите, смогли сделать для своей страны много полезного, доброго, чтобы наша Отчизна стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою страну. Вы же любите свою страну.
Дети отвечают. Да!

Наталья Панова
«Электроприборы». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание » (Ребёнок и окружающий мир ) на тему “Электроприборы” в подготовительной к школе группе

Образовательная область «Познание »

Уточнить, систематизировать и расширить знания и представления детей об электроприборах , их значением в жизни людей.

Развивать слуховое, зрительное внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) .

Учить делать выводы, умозаключения.

Образовательная область «Коммуникация»

Активизировать, уточнить, обогатить словарь детей по теме “Электроприборы” ,

Продолжать упражнять в образовании относительных прилагательных.

Упражнять в построении сложноподчиненных предложений.

Продолжать развивать познавательно – речевую активность детей.

Развивать диалогическую речь : упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным, грамматически верным предложением.

Закреплять навык составления связных высказываний.

Совершенствовать объяснительную речь дошкольников.

Образовательная область «Социализация»

Формировать умение высказывать своё мнение, не перебивая товарищей, умение контролировать отрицательные проявления эмоций.

Образовательная область «Здоровье»

Закрепить знания детей о необходимости сохранять своё здоровье.

Образовательная область «Безопасность»

Закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с электроприборами .

Формировать интегративные качества детей : активность, любознательность , умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, решать интеллектуальные и личностны задачи, адекватные возрасту.

Методы и приемы : игровой персонаж – кукла Маша, загадки, вопросы, создание проблемной ситуации, словесная игра, д/и «Подбери пару» , предметные картинки, пояснения, добавления педагога, эксперимент, поощрение.

Оборудование : игровой персонаж – кукла Маша, предметные картинки с изображением электроприборов , раздаточные карты для Д/и «Подбери пару. Ассоциации» по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

Стоя на ковре.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша, она переехала в новую квартиру и ей подарили много разных предметов, которые помогают в работе по дому. А что ей подарили, вы узнаете, если отгадаете загадки.

2. Основная часть.

Воспитатель : Соберу рубашки, майки и скажу ей : “Постирай-ка! В барабане прокрути , бельё чистым возврати!”

Дети : Это стиральная машина.

Воспитатель : Как вы догадались?

Дети : Это стиральная машина, потому что стиральная машина делает бельё чистым.

Ребенок объясняет, воспитатель выставляет картинку с ответом.

Воспитатель : Из какого материала сделана стиральная машина?

Дети : Стиральная машина сделана из металла, железа.

Воспитатель : Если ст. м сделана из металла, значит она какая?

Дети : Металлическая.

Воспитатель : Как вы думаете, почему стиральные машины делают из металла?

Дети : Стиральные машины делают из металла, потому что металлическая стиральная машина дольше не сломается.

Воспитатель : Для чего люди придумали стиральную машину?

Дети : Стиральную машину придумали, чтобы было легче и быстрее стирать.

Воспитатель : Кто мне скажет, что делать, если стиральной машины нет?

Дети : Взять таз, насыпать стирального порошка и постирать.

Воспитатель : Из машины мы достаём бельё, какое?

Дети : Из машины мы достаём чистое бельё.

Воспитатель : А каким ещё становится бельё в стиральной машине?

Дети : Бельё в стиральной машине становится мятым.

Воспитатель : Что нам нужно, чтобы разгладить бельё?

Дети : Чтобы разгладить бельё, нам нужен утюг.

Воспитатель : Из чего сделан утюг?

Дети : Верхняя часть утюга сделана из пластмассы, нижняя из металла.

Воспитатель : Почему утюг нельзя сделать полностью из пластмассы?

Дети : Утюг нельзя делать из пластмассы, т. к. при нагревании пластмасса расплавится.

Воспитатель : А из металла можно сделать весь утюг? Почему?

Дети : Из металла утюг сделать нельзя, т. к. когда утюг нагреется, держать его в руках не сможем, он станет очень горячим.

Воспитатель : Как вы думаете, чем люди гладили бельё, когда ещё не придумали электрический утюг ?

Дети : Пока не придумали электрический утюг , люди гладили большим металлическим утюгом, в который насыпали уголь, чтобы он был горячим. Этот утюг был очень тяжелым и не совсем удобным.

Воспитатель : А что больше по размеру утюг, или стиральная машина?

Дети : Стиральная машина больше чем утюг.

Воспитатель : А если бы утюг был такого же размера, как стиральная машина, было бы лучше?

Дети : Нет, т. к. тогда мы бы не смогли поднять утюг и погладить одежду.

Воспитатель : Как вы думаете, если сделать стиральную машину такого же размера, как утюг, она бы нам пригодилась?

Дети : Нет, т. к. она будет слишком маленькой, и много белья в ней мы постирать не сможем.

Воспитатель : Где стирали одежду люди, пока не придумали стиральную машину?

Дети : Пока не придумали стиральную машину, люди стирали бельё в корыте, тазу.

Воспитатель : Чем гладили одежду люди, когда не было электрического утюга ?

Дети : Когда не было электрического утюга , люди гладили одежду металлическим утюгом, в который насыпали уголь.

Физ. пауза “Изобрази электроприбор”

Воспитатель : Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу.

Дети : Это пылесос.

Воспитатель : Как догадались?

Воспитатель : Для чего придумали пылесос?

Дети : Пылесос придумали, чтобы облегчить уборку в доме.

Воспитатель : Какие части есть у пылесоса?

Дети : Корпус, щетки, шланг, провод, кнопки.

Воспитатель : Из чего сделан пылесос?

Дети : Корпус, щетки из пластмассы, значит они какие? Пластмассовые, шланг из резины, какой – резиновый.

Воспитатель : А почему шланг делают из резины, а не из дерева, или из бумаги?

Дети : Бумажный шланг быстро порвётся, а деревянным, неудобно пылесосить, т. к. он не гибкий.

Воспитатель : Как вы думаете, с помощью чего люди наводили в доме порядок, когда пылесосов ещё не придумали?

Дети : Люди наводили в доме порядок с помощью веника или брали ведро с водой и тряпку и мыли пол.

Воспитатель : И зимой и летом – холод в нём живёт.

Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет.

Дети : Это холодильник.

Воспитатель : Почему вы решили, что это холодильник?

Дети : Это холодильник, потому что в холодильнике все продукты сохраняются свежими и не портятся.

Воспитатель : Из чего сделан холодильник?

Дети : Холодильник сделан из металла.

Воспитатель : Из какого еще материала можно сделать холодильник?

Дети : Только из металла, потому что стеклянный может разбиться, на резиновые полки ничего не поставить, т. к. резина очень гибкая и полочки прогнутся, всё с них упадет.

Воспитатель : Где ещё можно хранить продукты, если в доме нет холодильника?

Дети : В овощной яме в гараже, на балконе, в погребе.

Воспитатель : А вы знаете, что в те времена, когда не было холодильника, молоко хранили в глиняной посуде и опускали туда лягушку, молоко долго не портилось.

Воспитатель : Из горячего колодца через нос водица льётся.

Включишь, сразу закипит, сам отключится, молчит.

Воспитатель : Как догадались?

Воспитатель : Какой материал используют для изготовления чайников? (чайники делают из пластмассы и из металла)

Воспитатель : А можно чайник сделать из ткани?

Дети : Нельзя, т. к. он будет пропускать воду.

Воспитатель : Кто мне скажет, где нам согреть воду, если нет чайника?

Дети : Если нет чайника, воду можно согреть на плите, на костре.

Воспитатель : Скажите, а нужен нам чайник такого же размера, как холодильник?

Дети : Нет, не нужен, в него нужно наливать много воды и он будет её долго нагревать; т. к. такой большой чайник займёт много места на кухне.

Воспитатель : Вот какие интересные предметы, которые помогают в доме, подарили Маше. Назовите их одним словом.

Дети : Электроприборы

Воспитатель : Кто их создал?

Дети : Электроприборы придумали люди .

Воспитатель : Для чего людям электроприборы ?

Дети : Э. п. нужны людям, для облегчения домашней работы.

Воспитатель : А какие Э. п. вы ещё знаете? Для чего они нужны?

3. Воспитатель : Посмотрите на все эти электроприборы и скажите мне , что у них есть общего?

Дети : У всех электроприборов есть шнур и вилка .

Воспитатель : Какой предмет нам нужен в квартире, чтобы все эти помощники начали работать?

Дети : Чтобы Э. п. работали, им необходима розетка.

Словесная игра «Что будет, если…»

Отключат электричество ?

Не выключить утюг?

Засунуть пальцы или другие предметы в розетку?

Если не станет электроприборов ?

Д/и «Подбери пару. Ассоциации» .

Детям раздаются карточки с изображением Э. п.

В : Подберите пару к своей карточке так, чтобы предметы, которые на них нарисованы можно было одинаково использовать.

Итог :

Воспитатель : Для чего нам нужны электроприборы ?

Дети : Э. п. нужны для того, чтобы помогать людям.

Воспитатель : Маша теперь знает, для чего нужны электроприборы . Давайте напомним ей, что нужно делать, чтобы электроприборы нам не навредили ?

Не включать Э. п. без присмотра взрослых.

Выключать Э. п. сразу, после окончания работы.

Не засовывать пальцы или другие предметы в розетку

Маша благодарит детей.

Что было для тебя самым интересным?

Что ты узнал нового?

Занятие по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в мир живой природы»

Автор образовательного мероприятия: Бурмистрова Светлана Ивановна, воспитатель, первая квалификационная категория.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»» г. Долинск, Сахалинской области.
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления кормушек.
Помещение для проведения мероприятия:
Групповое помещение.
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Светлана Ивановна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он? Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка- лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкульт минутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года. Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»